Забавные новости из Татарстана: в местных городских автобусах установят тахографы, это такие специальные приборы, которые будут измерять режим труда и отдыха экипажа: кондукторов и водителей. Должны были ввести в этом году, но из-за пандемии и прочего перенесли на начало следующего года.
Инициатива, вроде, позитивная, чтобы водители не перерабатывали, не садились за руль сонными, обессиленными, что повышает риск аварий и т. д. Однако ассоциация автотранспортных предприятий Татарстана уже предупредила, что если эти штуки в самом деле установят в салонах, автобусы будут ходить только до обеда. Или только после обеда. Потому что водителей не хватает.
В городе не хватает более тысячи двухсот водителей и кондукторов; сейчас работу этих как бы «отсутствующих» берут на себя те, что есть в наличии, и им доплачивают за переработки и перегрузку. Однако со следующего года эту практику запрещают, чтобы водители отдыхали как нормальные люди, и тогда, по предварительным прикидкам, на один автобус будет приходится по три водителя; которых нет.
Я как прочитал эту новость, сразу же вспомнил, как однажды хотел устроиться на вторую работу, потому что в первом заведении был очень уж расслабленный график, три смены в неделю, то есть и денег не заработаешь, и не устаешь, свободного времени полно. И вот я прихожу в одну кофейню на собес*, объясняю, в чем дело, то-се. И они мне отказывают в работе под тем предлогом, что не хотят меня перегружать.
Нам нужно, говорит управляющий, чтобы ты выходил на смену свежий, выспавшийся, полный желания делать классный сервис, чтобы ты не смотрел на часы — когда же смена закончится? А если ты будешь на двух работах параллельно, это будет проблематично, вежливо выражаясь.
Я тогда подумал, что это отмазка, что не подхожу по каким-то иным причинам, хотя чем это я мог безнадежно запятнать себя в их глазах, капучино с корицей не заказывал. Но позже я обсудил это с коллегой, что работал в кофейнях в Питере. И он подтвердил, что это весьма распространенная практика. Более того, зачастую график составляют таким образом, чтобы у работающего было достаточно свободного времени между сменами, чтобы мог и выспаться, и заняться своими делами, отвлечься, не одной же работой жить.
На графике анлимитед-нонстоп можно проработать неделю-другую, в режиме форсажа; как сказано в одном раннем стихотворении казанского поэта-инкогнито Авиля Гордовски, вошедшем в сборник "Натуральный обмен":
Всем существом
в единстве порыва,
ночью и днем,
до нервного срыва,
после бесед
и после массажа:
выключить свет
и -
в режиме форсажа.
После такой программы-максимум, если нет нормального отдыха, конкретно эта работа и конкретно эти гости тебе опротивеют, какими бы пряниками и чаевыми ни заманивали на лишнюю смену.
Тем более удивительно, что в некоторых прогрессивных заведениях гастрономической столицы России график составляют таким образом, что ты работаешь с самого утра до закрытия, до полуночи, и на следующий день ты тоже работаешь с самого утра и до поздней ночи. На сон — четыре часа. Само собой, на второй день ты думаешь только о том, чтобы поспать, а работу и гостей ты видел в гробу. Это настолько естественно, что начальство удивляется — вы чо сегодня какие это самое? невнимательные?
Вот эта неспособность составить оптимальный график, когда не дают отдыхать между сменами и хотят, чтобы работа была на высоте, удивляет меня точно так же, как и мнимая забота о персонале, когда не дают работать между выходными и хотят, чтобы персонал был доволен невысоким заработком.
Чаще всего это, как в случае с казанскими водителями, неумение вести собственные кадры, когда штат или недоукомплектован, или раздут.