Три поцелуя - три трагедии. Любовь ведь бывает не только счастливой, не так ли?
Начнем, пожалуй, по хронологии с прерафаэлита Данте Габриэля Россетти и его картины " Паоло и Франческа да Римини".
Этот сюжет трагической любви много раз был использован и в художественной литературе, в искусстве, и даже в скульптуре. В "Божественной комедии" Данте есть история Франчески, которая полюбила брата своего мужа Паоло во время совместного чтения "Ланселота". Ревнивый муж, застав целующихся любовников, заколол обоих.
На картине Россетти нет ничего трагического, мы видим лишь трогательную сцену: Франческа тянется к любимому, тот страстно хватает ее руку, а забытая книга вот-вот упадет на землю...
Под видом Франчески и Паоло художник изобразил себя и свою погибшую жену Элизабет Сиддал. Элизабет не раз позировала Россетти и другим прерафаэлитам (наверное, самое знаменитое ее изображение - это "Офелия" Милле).
Долгие и болезненные отношения с Россетти принесли Элизабет много боли и окончились ее преждевременной гибелью.
Художник считал себя виноватым в смерти возлюбленной, страдал, поэтому и на картине изобразил жену юной и прекрасной со спокойным, озаренным светом лицом. Влюбленные на полотне как будто замерли навсегда в моменте любви и счастья, но мы-то знаем, что и для Франчески, и для Элизабет счастье это было совсем недолговечным.
Второй поцелуй, о котором я хотела бы поговорить, - наверное, самый известный в истории живописи. Готова поспорить, что он встречался Вам сотни раз, начиная с репродукций на стенах офисов и заканчивая принтами на футболках и кружках. Конечно, это одноименное полотно Густава Климта - одно из самых растиражированных изображений в мире.
Но давайте попробуем взглянуть на картину под непривычным углом. Посмотрите внимательно на руки девушки: одной она как будто пытается остановить мужчину, который с силой притягивает ее к себе, другая рука обнимает его за шею, но пальцы очень напряжены. Лицо девушка отворачивает, как если бы желала уйти от нежелательного поцелуя. Обратите внимание и на то, в каком странном положении оказались ее ноги: стебли вьюнка похожи на оковы, а ступнями она упирается в обрыв. Оттолкнуть мужчину она не может - упадет в пропасть.
Есть легенда, что картину Климту заказал один богатый граф, который хотел произвести впечатление на прекрасную даму и пожелал увидеть на полотне их страстный поцелуй. Единственным изображением, предоставленным Климту, был медальон с портретом девушки. Якобы Климт так влюбился в прекрасную незнакомку, что вместо графа написал на картине себя, поэтому мужчина и отвернут от зрителя, а вместо поцелуя мы видим лишь предвкушение. Но все же более реалистична версия, согласно которой Климт запечатлел на картине себя со своей дамой сердца Эмилией Флеге, с которой художник состоял в длительных и сложных отношениях.
Третий поцелуй художника Рене Магритта на картине "Влюбленные" с самого начала притягивает взгляд скрытой тайной.
Есть несколько версий, почему головы мужчины и женщины обернуты тканью. Первая весьма тривиальна и отсылает нас к пословице "любовь слепа": влюбленные, охваченные чувством, не видят истинных лиц друг друга. Но все же тканью закрыты не только лица, но полностью головы, поэтому вторая версия предполагает новую трактовку: влюбленные слепы и глухи к остальному миру и не замечают ничего вокруг, пока увлечены друг другом. Третья версия связана с биографией художника: когда-то, так же закрыв лицо, погибла его мать. Сам Магритт отрицал связь личной трагедии со своими картинами, но, тем не менее, мотив закрытого тканью лица очень часто появлялся в творчестве художника.
Современники отмечали, что на Магритта большое впечатление произвела серия фильмов о Фантомасе, где главный герой скрыт маской, но эта версия не представляется правдоподобной.
Сам же художник утверждал, что образы на его картинах - это порождение его фантазии, а не загадки, которые нужно разгадывать.
«Мои картины - это видимые изображения, которые ничего не скрывают. Они вызывают тайну и действительно, когда видишь одну из моих картин, задаешь себе этот простой вопрос: что это значит? Это не означает ничего, потому что тайна ничего не значит, это непознаваемое.» — Рене Магритт
Что касается меня, то несмотря на всю растиражированность, мой любимый нарисованный поцелуй - это все же "Поцелуй" Климта. А Ваш?
- Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я пишу еще, можно прочитать другие мои статьи, например: