Найти в Дзене
Библиотекарь

Апокалиптическое наследие иудеев

Апокалиптическая литература, как жанр начала развиваться в период второго Храма, время, когда закончился вавилонский плен и иудеи получили возможность вернуться в родную землю. Опустошение и горечь, уязвленная национальная гордость, разруха и необходимость восстановления, вот что наполняло сердца и мысли тех, кто возвращался в родные места.

Как раз в этот период стали формироваться основные черты иудейской нации, осознавшей свои ошибки и потери. Руководители народа приняли во внимание все ошибки своих предшественников и взяли курс на восстановление религиозной принадлежности. Появление синагог, как места обучения и воспитания были пожалуй наилучшим решением. Борьба за религиозную обособленность иногда выливалось в восстания, как это было например во времена маккавейских войн. Что еще интересно, все это происходило примерно за 200 лет до пришествия Мессии, когда последняя книга Ветхого Завета уже была написана. Антиох Епифан, которому приписывают насильственное насаждение эллинистической культуры был своего рода триггером к возбуждению различных веяний в народе и собственно, войны. Вот именно в этот, не простой период и начали появляться апокалиптические тексты.

Для апокалиптической литературы характерны мессианские ожидания. Они усиливались особенно после возвращения из плена. Также идея суда и конца мира присутствуют и являются неотъемлемой чертой всех апокалиптических веяний бытующих в мыслях писателей и аудитории, к которым были направлены эти произведения.

Интересно отметить такие термины и выражения, как "День Господень" появляются именно в этот период. Время "малых пророков" к коим относятся Иоиль, Софония, Захария и другие являются теми, кто жил и служил в это время. В их произведениях фраза "День Господень" ( в оригинале "Йом Адонай" или "yôm-yhwh(´ädönäy)" становится чем то особенным, полным ожидания суда и триумфального пришествия Мессии.

Апокалиптические писания не вошли в канон Священного Писания по тем или иным причинам. Хотя отголоски некоторых можно встретить в Новом завете. Допустим апостол Иуда (брат Иисуса) цитирует книгу Еноха в своем послании. Вот это текст; "О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: „се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих-- (Иуд. 1:14)

Эти книги интересны с точки зрения исследований и пользовательского интереса, изучения веяний того времени, но они все же не могут претендовать на место в Священном Писании.

Апогеем всех апокалиптических книг по праву можно считать Откровение Иоанна Богослова. "Откровение Иисуса Христа", как значится в первых стихах данной книги. Характерные черты, многочисленность образов, достаточно сложная для восприятия литературная структура является до сего дня довольно сложным предметом изучения. Многочисленные мнения, попытки понять и прокомментировать ставят исследователей и тех, кто читает книгу Откровение в тупик ибо это выше человеческих сил, потому что это слово Божие.