Найти в Дзене
Разноцветные грани

Парижанин из Нижегородской губернии. Художник-импрессионист Константин Кузнецов

Несколько раз в течение недели мне попадалась информация о том, что в Инженерном корпусе Третьяковской галереи 4 февраля открылась выставка "Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия". Работать эта выставка будет до 14 марта, то есть чуть больше месяца. Увы, я эту выставку посетить не смогу, поскольку живу в Екатеринбурге и в указанный период в Москву не попаду.

Что ж, попытаюсь хотя бы виртуально познакомиться с творчеством Константина Кузнецова и узнать о его жизни. Благо, Интернет это позволяет! Приглашаю тех, кто тоже лишен возможности приобщиться лично, присоединиться ко мне!

Константин Кузнецов. Автопортрет в мастерской. 1902-1907 г. Собрание семьи художника, Париж
Константин Кузнецов. Автопортрет в мастерской. 1902-1907 г. Собрание семьи художника, Париж

В России Константин Павлович Кузнецов практически неизвестен, поэтому, как говорится в изданном Третьяковкой буклете (он также выложен на сайте галереи в формате pdf), открывшуюся выставку можно назвать выставкой-открытием. История этого проекта связана с необычной судьбой художника и его наследия.

Константин родился в 1863 году в селе Желнино Новгородской губернии в семье состоятельного купца Павла Игнатьевича Кузнецова. Получил хорошее домашнее образование, в частности, музыкальное — неплохо играл на фортепиано и флейте.

Дом Кузнецовых в Желнино, Нижегородская область. 2016 г. Фото из буклета о выставке, посвященной художнику, с сайта Третьяковской галереи
Дом Кузнецовых в Желнино, Нижегородская область. 2016 г. Фото из буклета о выставке, посвященной художнику, с сайта Третьяковской галереи

Самостоятельно начал заниматься живописью, подражал Левитану и Шишкину. Около 1892 года поступил в художественную студию при Академии изящных искусств в Саратове, где познакомился с Борисовым-Мусатовым и другими создателями общества символистов "Голубая роза". В Саратове, в основном в частных коллекциях, было много картин французских художников, в основном, Барбизонской школы. Знакомство с ними произвело большое впечатление на Константина и укрепило его желание стать художником.

В 1896 году Константин Кузнецов совершает длительное путешествие по главным центрам европейской культуры: посещает Лондон, Париж, Рим, Флоренцию. Именно тогда, в 33 года, он твёрдо решает стать настоящим живописцем.

В 1900 году женился на москвичке Александре Алексеевне Самодуровой. Супруги поселились в Париже, где оба занимались живописью: он в мастерской Фернана Кормона, впоследствии в мастерской Гумберта, а жена — в академии Р. Жюлиана. Оба увлеклись импрессионизмом, в основном, творчеством Клода Моне и Камиля Писсарро.

Константин Кузнецов органично влился в традицию импрессионизма и постимпрессионизма — французские критики называли его "последним рыцарем импрессионизма".

В названии выставки в Третьяковской галерее — «Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия» — обозначены три главных региона Франции, в которых работал художник.

Дорога в Виль-Пишар. Около 1916 г. Фонд Константина Кузнецова, Москва
Дорога в Виль-Пишар. Около 1916 г. Фонд Константина Кузнецова, Москва
Остров Бель-Иль. 1913 г. Холст, масло. 81 x 100 см. Фонд Константина Кузнецова, Москва
Остров Бель-Иль. 1913 г. Холст, масло. 81 x 100 см. Фонд Константина Кузнецова, Москва

В Париже Константин Кузнецов стал постоянным участником знаменитых выставок: Салона Национального общества изящных искусств, Осеннего салона и Салона независимых. Картины с успехом выставляются в Брюсселе, Мюнхене, Лондоне, Питтсбурге, других столицах мира. Выставлялся он и в России — в Москве и Санкт-Петербурге (1903-1910 гг.).

Бретонские рыбаки. Конкарно. Около 1900-1902 гг. Холст, масло. 80 x 98. Фонд Константина Кузнецова, Москва
Бретонские рыбаки. Конкарно. Около 1900-1902 гг. Холст, масло. 80 x 98. Фонд Константина Кузнецова, Москва

Переехав во Францию, Кузнецов долгое время располагал средствами, которые позволяли ему не продавать работы. По воспоминаниям дочери, он даже отказался заключить контракт с прославленным Амбруазом Волларом. Когда Константин Павлович в 1936 году ушел из жизни, почти все его полотна сохранились в парижской мастерской на улице Буассонад. Потомки живописца передавали их из поколения в поколение. Несколько лет назад российские специалисты проводили архивные и искусствоведческие исследования и познакомились с правнучками художника, у которых обнаружилось масштабное собрание работ Кузнецова. Это собрание и составило основу выставки в Третьяковской галерее.

Белой завистью завидую тем, кому удастся побывать на этой выставке. А тем, кто, как и я, не сможет её посетить, предлагаю посмотреть ещё несколько репродукций.

Автопортрет с сыновьями Михаилом и Александром. Около 1918 г. Холст, масло. 118 x 135 см. Фонд Константина Кузнецова, Москва
Автопортрет с сыновьями Михаилом и Александром. Около 1918 г. Холст, масло. 118 x 135 см. Фонд Константина Кузнецова, Москва
Площадь Согласия. Вторая половина 1920-х. Холст, масло. 81 x 99 см. Фонд Константина Кузнецова, Москва
Площадь Согласия. Вторая половина 1920-х. Холст, масло. 81 x 99 см. Фонд Константина Кузнецова, Москва
Сосны и яблони в Керфани. 1921 г. Холст, масло. 65,5 x 81,5 см. Фонд Константина Кузнецова, Москва
Сосны и яблони в Керфани. 1921 г. Холст, масло. 65,5 x 81,5 см. Фонд Константина Кузнецова, Москва
Стога в Бинике. 1922 г. Частное собрание, Москва
Стога в Бинике. 1922 г. Частное собрание, Москва
Порт Созон в солнечную погоду. 1923 г. Собрание семьи художника, Париж
Порт Созон в солнечную погоду. 1923 г. Собрание семьи художника, Париж
Мост Руаяль. Начало 1920-х. Фонд Константина Кузнецова, Москва
Мост Руаяль. Начало 1920-х. Фонд Константина Кузнецова, Москва
Порт в Сен-Люнере. 1926-1927 гг. Фонд Константина Кузнецова, Москва
Порт в Сен-Люнере. 1926-1927 гг. Фонд Константина Кузнецова, Москва
Вид на Нотр-Дам и остров Сите в закатном освещении. Вторая половина 1920-х. Фонд Константина Кузнецова, Москва
Вид на Нотр-Дам и остров Сите в закатном освещении. Вторая половина 1920-х. Фонд Константина Кузнецова, Москва