Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! Самую раннюю информацию о том, что славяне произошли из дунайской провинции Норик, нам изложил автор "Повести временных лет". Но несмотря на то, что авторитет Нестора очень велик, доверять ему следует с осторожностью, и вот почему.
В поисках прародины
Судите сами. Нестор жил в начале 12 в., а первые сведения о славянах у писателей раннего средневековья появились в середине 6 века. То есть славянская этническая общность существовала за 500 лет до жизни Нестора, а сформировалась ещё раньше.
В библиотеке Печёрского монастыря из всех книг по ранней истории человечества была только Библия в двух частях (Ветхий и Новый завет) и "Хроника" Георгия Амартола. Однако, вот беда, о славянах в них не говорилось ни слова. (Имелось ещё "Сказание о преложении книг на словенский язык", но о нём поговорим чуть позже).
Таким образом, Нестор оказался в сложном положении: у славян должно было быть прошлое, но он знал только об их расселении 8-9 веков. Вся более ранняя история славянства была для него загадкой. Но это ещё не все проблемы, с которыми столкнулся автор "Повести временных лет".
Согласно библейской традиции, у всех христианских народов был свой пастырь, сиречь апостол и просветитель в одном лице. Нестору требовалось найти такого и для славян, чтобы поставить их в один ряд с другими христианскими "языками".
Получение результата методом наложения
Короче, Нестор углубился в "Хронику" Амартола и начал её сравнивать со "Сказанием о преложении книг на словенский язык". Это был литературный памятник, написанный учениками Кирилла и Мефодия в Моравии. В нём Нестор нашёл важную подсказку для своей "дунайской концепции".
В "Сказании" голословно утверждалось, что предки славян "расселялись среди 72 народов, разделенных во время Вавилонского столпотворения, и по прошествии "многих" времен сели на Дунае, где ныне расположены Болгарская и Угорская земли".
Доказательная база "Сказания" оставляла желать лучшего, однако Нестор не искал доказательств. Ему нужна была точка опоры, и он нашёл её в лице апостола Павла и его ученик Андроника, упомянутых моравскими книжниками. Павел проповедовал в Македонии, а Андроник создал епископию в Паннонии, где позже поселились венгры (летописные угры).
Теперь, когда нашлись апостолы, и более-менее точно была обрисована древнеславянская локация, Нестору нужно было найти точку "начального периода истории славян на Дунае". Как пишет В.Я. Петрухин, "он обнаруживает это место для древних словен в перечне балканских стран и языков, заимствованном из Хроники Георгия Амартола". Им оказался Норик, а Дунай после этого закрепился в древнерусском сознании как общая славянская прародина.
Однако самое интересное вот в чём.
Постскриптум
Благодарю тех, у кого хватило терпения дочитать статью до конца. А теперь неожиданная развязка.
Нестор вывел дунайскую прародину славян книжно-теоретическим путём. Но, в итоге, он во многом оказался прав. Славянство не зародилось на Дунае, но его прошлое было теснейшим образом связано с этой рекой и той великой страной, которая начиналась на его правом берегу.
Практически все славянские народы прошли через дунайскую "школу жизни". Здесь они объединялись, перемешивались, разъединялись снова и расселялись по разным местам. Дунай не был прародиной, но он был главным местом сбора для собравшегося в дорогу славянства.