Что будет, если мы нарушим правила?
Да, мы всегда знаем, как надо, как принято, как привычно. Как правильно. Долго трудиться, рано начинать, тренироваться, искать хороших учителей. Развиваться и быть хорошей девочкой.
Есть путь, который мы прошли, как говорит моя мама «все так живут, и всем нормально». Мы знаем тот путь, которым идут примерно все. Сад, школа, кружки, секции.
Но что если пойти другим путём? Что будет, если делать иначе?
Если позволить выбирать? Если не настаивать на том, чтобы всё было правильно? Если дать возможность ребёнку проявлять свою волю и следовать зову сердца (как бы пафосно это не звучало)?
Привычных результатов может и не быть, это точно. Но нужны ли нам они? Зато могут быть непривычные. Совсем другие.
Сначала, конечно, надо допустить, что школьное и дополнительное образование не является целью детства. Только при внутреннем согласии с этим мы можем действительно дать ребёнку волю. Не «разрешить» на пять минут с ожиданием правильного выбора, а действительно дать волю.
И тогда можно увидеть совсем иное развитие событий, чем мы привыкли. Какое? Точно не знает никто.
Не знающие, как правильно, дети могут нарушать все привычные устои. Они будут учиться читать, лишь когда созреют, и это может случиться не скоро. Они начнут писать вообще неизвестно когда. Могут в два года, а могут в десять.
Они непредсказуемы. Нам от этого не комфортно. Мы хотим, чтобы наши ожидания оправдывались.
Например, хорошо получается у ребёнка петь - всё, давай, пой. Ведь талант. Развивайся!
А он попел два года и бросил. Мы называем это «бросил», упустил шанс, но в его системе ценностей это может быть «насытился, получил нужный навык и пошёл дальше».
А как же мастерство? - спросите вы. Он ведь так всё бросит! Он ведь так никогда ничего не закончит и не станет мастером! А много ли среди нас мастеров? Много ли тех, кто шёл с самого детства и дошёл до мастера?
А ребёнок почуял другое, что-то, что ему нужно сейчас. Он вдруг стал много читать или рисовать, или терзать старое пианино, лупить ногой по мячу, собирать лего - да всё, что угодно. Он может выбирать и выбирает (а нас порой это цепляет просто потому, что нам в детстве это было не позволено).
Он может выбрать лучшее (как нам кажется),сейчас ведь такие возможности, но он выбирает иное.
Почему так происходит? Вероятно, у нас разное понимание, как лучше. И происходит это оттого, что у ребёнка есть свой путь, компас, который ему подсказывает, как быть. Работает компас лучше всего, когда ребёнок не знает, как «правильно», когда нет программы. Ведь с родительским авторитетом трудно бороться.
Результаты «неправильного» развития часто невероятные. Непривычные. Малыш шпарит математику за второй класс. Второклассник рассуждает на тему холодной войны. Едва научившийся читать ребёнок сразу глотает толстые книги. Впервые севшая за пианино десятилетняя девочка подбирает на слух музыку из любимых фильмов.
Всё это кажется нам непривычным, потому что мы знаем лишь линейное обучение, прямое. Когда обязательно нужен учитель, когда есть кто-то, кто контролирует и проверяет, кто-то, кто передаёт знания.
Нам трудно допустить, что ребёнок может своим «ничегонеделанием», мечтанием, рисованием, собиранием лего, развиваться. Он может потихоньку, без уроков и сидения за столом, собирать знания о мире. Он может слышать музыку не в музыкалке, а в каплях дождя за окном, в шорохе страниц или звоне посуды. Он может считать десятками и сотнями не умея читать — просто потому что читать ему сейчас неинтересно, а интересно узнать, сколько будет если к 23 прибавить 50.
Это кажется нам нелогичным, непонятным. Нам страшно, потому что мы хотим управлять процессом, нам нравится думать, что этим процессом мы можем управлять. Учителя же так думают.
Но на самом деле, мы плохо представляем себе, как происходит обучение. Знаем только привычную нам схему учёбы через сидение за партой.
Но дети приходят и не знают, как надо. Их процесс познания не сузился до предмета и пары страниц из учебника. Они хотят знать больше. Они хотят искать ответы на вопросы сами. Они не останавливают процесс познания звонком на перемену. И тогда аттестации — всего лишь любопытный тест на эрудицию.
Обучение без рамок происходит иначе. Там много творчества и практики. Нет зубрёжки. Там есть картина мира, которая складывается постепенно из вопросов и поиска ответов, как мозаика, как пазл. Даже если какое-то знание теряется, то его легко восстановить, ведь картина целиком не исчезает.
Странным образом творчество вплетается в науки, науки в игры, а игры в изучение самых серьёзных вещей. То, что должно быть трудным, оказывается просто частью увлечения.
Всё это возможно, если допустить, что мы не знаем, как правильно обучаться. Если позволить себе доверять ребёнку. Если начать наблюдение нес позиции умного взрослого, а с позиции того, кто впервые идёт этим путём.
Всё об особенном подходе в семейном образовании: страхи, мотивация, сдача аттестаций, среда самообучения в моём Инстаграмм.
Подписывайтесь: https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/