Иногда мне кажется, что мир наш катится к тотальному контролю. Даже если взять здоровье, то раньше, еще в моём детстве никто так часто, как сейчас, не сдавал анализы и не проходил обследования. А что касается обучения детей, то здесь и вовсе проверок, срезов, тестов стало в разы больше.
Для чего? Появляется ощущение, что мы держим руку на пульсе. Что мы можем отследить, если что пойдёт не так. И учеба без контроля уже не представляется. Причем контролируем, конечно, мы — родители и учителя, детей к этому допускаем редко.
Как будто мы чётко знаем, провели исследование, изучили разные поколения и сделали выводы — учиться надо так, а не иначе.
Оттого отпускание ребёнка в процессе обучения кажется безолаберностью и пофигизмом родителей. Уж я-то всё контролирую, не то что, некоторые, сами знаете, какие родители сейчас бывают!
Даже на СО часто возникает вопрос: как отследить, верный ли путь? Как проверить, всё ли в порядке? Даже если нас не интересует привычная шкала школьных оценок и общеобразовательных тестов, дайте нам другую, чтобы точно понимать, что мы идём верным путём и делаем правильно.
Отпустить страшно. Поверить, что внутри у ребёнка, у человека может быть компас, талант, влекущий его огонёк, призвание или предназаначение — выберите то, что вам ближе. Но как же он выберет то, что ему нужно, если уже заранее есть программа?
Как можно слушать себя, если взрослые рядом знают, что правильно, что полезно, что надо делать? А с другой стороны, как отпустить ребёнка туда, куда ему хочется, не насаждая своих устремлений и не навязывая ожиданий?
Однажды я купила Агате флейту. Я сейчас точно вижу, что это было без ожиданий, без планов, просто «попробовать». И если бы я стала активно её учить, убеждать, что надо придерживаться плана уроков, что надо выполнять все задания, что надо потерпеть и досидеть до конца, постараться и выписать все ноты, даже если трудно, то был бы у неё тот огонь, с которым она играет?
А играла бы она вообще?
Быть может, она бы сдулась на втором занятии, если бы я, почитав про способных детей, которые уже в пять лет ноты понимают, стала свою семилетку натаскивать.
А что такого, не трудно же, давай!
Но так как у меня не было никаких планов (зато был крошечный опыт занятий музыкой для себя), я позволила Агате делать то, что ей интересно. И месяц Агата мучила инструмент, выдувая из него всякое несуразное, дикое и истошное. Мы терпели. Но через месяц она выдула из него уже похожий на что-то звук.
Это вовсе не означает, что мальчишки так же взяли флейты (которые были куплены и им) и через месяц извлекли звуки, похожие на то, что звучало у преподавателя на видео. Нет. Это не универсальный рецепт для всего. Но это путь.
Предположить, что мы не знаем, как дальше. Что в итоге. Как развивается способность и куда растёт талант. Отпустить или ! направить, показать путь. Нет единого рецепта. И отпустить — не всегда верно. Но и контролировать — не единственный путь.
Учитывая, что традиционное обучение предполагает постоянный контроль, я топлю за свободу, конечно. Но и наше, родительское, внимание здесь важно. Необязательно в виде проверок или наставлений. Внимание — это не всегда про контроль. Это и беседы, и игры, и сходить вместе на концерт, обсудить музыку. И просто послушать. Доверять ребёнку вовсе не означает пофигизм.
Автор статьи: Александра Чернявская.
Всё об особенном подходе в семейном образовании: страхи, мотивация, сдача аттестаций, среда самообучения в моём Инстаграмм.
Подписывайтесь: https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/