Найти тему
Кинооператор рассказывает

44. Почему пропали ОРИГИНАЛЫ лунной высадки?

Те, кто интересуются темой высадки американцев на Луну, знают, что оригиналы видеозаписей самого первого исторического шага астронавта по лунной поверхности попали. Ценный материал не уберегли. В стране, где в архивах с трепетом берегут кадры прогулок любимых собачек Президентов США, вдруг исчезли километры бесценных исторических видеозаписей. Остались только копии.

Барак Обама и любимая собачка Бо.
Барак Обама и любимая собачка Бо.

Сразу уточним: пропали только видеозаписи. Все фотографии на месте, даже бракованные и пересвеченные, - они заново отсканированы, пронумерованы и разбиты на альбомы. А вот видеозаписи, сотни рулонов видеомагнитной ленты, пропали.

Защитники НАСА придерживаются такой системы обороны: "Ну подумаешь, пропали оригиналы, копии-то ведь остались".

Это всё равно, что если бы вы потеряли свой заграничный паспорт перед поездкой зарубеж, а вам бы сказали: "Подумаешь, потерял оригинал! У тебя же ведь есть чёрно-белая ксерокопия двух страниц!"

В этой статье мы расскажем, о каких именно оригиналах идёт речь, как они выглядели, и ответим на вопрос, который (возможно, до нас никем) подробно не освещался - "Почему пропали именно оригиналы?"

Вообще-то мы склоняемся к мысли, что ничего не пропало. Не пропало ни метра. Просто "оригиналы" выглядят так, что их нельзя ни в коем случае показывать даже издалека, с расстояния в несколько метров - сразу вскроется обман, и лунный миф будет разрушен.

В интернете без труда можно найти душещипательные истории, как в 2006 году вдруг обнаружили, что значительная часть материалов, снятых "лунной телекамерой" Вестингауз миссией "Аполлон-11", куда-то пропала. Разумеется, НАСА инициировало масштабную поисковую кампанию. Поиски, к сожалению, ничего не дали. Более 700 коробок с видеоматериалами, аудиозаписями и данными о состоянии здоровья астронавтов буквально растворились в воздухе.

Истории о том, как по каплям таяла надежда отыскать хотя бы одну из сотен пропавших коробок, написаны опытным сценаристом Голливуда и призваны вызвать у читателя слёзы умиления. Обожаю читать ложь, когда знаешь правду.

Не могу удержаться, чтобы не процитировать пару абзацев из статьи "Тайна исчезновения пленок с записью миссии "Аполлон-11".

...На некоторое время вновь возникла вероятность того, что видеосъемка, проведенная на Луне, все-таки не была окончательно утеряна. «Это было как будто чудо, пришедшее из ниоткуда» – утверждает Лебар. Поскольку сигнал, получаемый с Луны, умел уникальный формат, такие пленки было бы легко отследить и идентифицировать.

К несчастью, поиск пленок оказался непростой задачей. Проведя несколько часов в Национальном центре записей в Вашингтоне (National Records Center), Лебар и его коллеги наткнулись на сотрудника APL, утверждавшего, что ему приходилось видеть записи. Когда же он принес несколько немаркированных пленок, имевших тот же формат, что и известные ранее материалы, оказалось, что эти пленки были чистыми. Не дало результатов и изнуряющее длительное изучение журналов дежурных, формуляров, служебных записок и каких-либо других письменных свидетельств 40-летней давности. Казалось, пленки канули в Лету – три года поисковой работы, проведенной в государственных структурах, промышленных компаниях, а также среди частных лиц, так и не принесли плодов. В конце концов, ищущие сдались.

...«Я не думаю, что пленки вообще дожили до наших дней. – Утверждает Лебар, – Это трудно принять. Но мы столкнулись с ошеломляющим количеством доказательств, которые заставили нас верить в то, что пленок больше нет. Нужно просто смириться с действительностью».

А теперь давайте разберёмся, что именно пропало.

Согласно легенде НАСА, с Луны на Землю отправлялся сигнал в виде единого S-диапазона ("S" от слова " S hort-band"). Данные о состоянии здоровья астронавтов, голосовая, телеметрическая, телевизионная и дальномерная информация, а также управление и отслеживание передавалась по одной частотной системе, через одну антенну.

Компоненты единого сигнала.
Компоненты единого сигнала.

На Земле этот единый сигнал, согласно легенде НАСА, принимался радиотелескопом и записывался на магнитофон.

Радиотелескоп на станции слежения Голдстоун (США).
Радиотелескоп на станции слежения Голдстоун (США).

Поскольку объем данных был очень большой, то лента магнитофона двигалась с большой скоростью - одной катушки диаметром 35 см хватало всего на 15 минут. По мере заполнения одной катушки автоматически подключался следующий аппарат записи, и для обеспечения непрерывности данных, начинал записывать данные с небольшим перекрытием.

Катушки диаметром 14 дюймов (35 см) использовали магнитную плёнку шириной 1 дюйм (2,5 см).
Катушки диаметром 14 дюймов (35 см) использовали магнитную плёнку шириной 1 дюйм (2,5 см).

На эту ленту записывались не только видеорепортажи с Луны, но и аудиопереговоры, и телеметрия (данные сотен датчиков), и даже состояние здоровья астронавтов (частота пульса, ритм дыхания и пр..). И вот это всё пропало. В 2006 году НАСА объявило, что оригинальные записи, скорее всего, безвозвратно утеряны. Также случайно пропали записи и других лунных экспедиций - всего от 10 000 до 13 000 магнитных пленок с информацией о миссиях «Аполлон». НАСА сообщило, что их след потерялся где-то между 1970 и 1975 годом, когда коробки были возвращены в НАСА из Национального архива.

Вот так якобы выглядели пропавшие ОРИГИНАЛЫ, катушки с магнитной лентой.
Вот так якобы выглядели пропавшие ОРИГИНАЛЫ, катушки с магнитной лентой.
По словам НАСА, скорее всего, материалы, о которых идет речь, были случайно стерты, а пленку, на которой они содержались, использовали при записи данных, полученных каким-нибудь спутником. Разумеется, такое объяснение кажется более чем абсурдным: как у агентства, тратящего миллиарды долларов на самые разнообразные исследовательские проекты, не могло оказаться обыкновенной чистой магнитной пленки?

А что же сохранилось? Сохранились, условно говоря, "ксерокопии", пересъёмки с экрана.

Видеоизображение малокадрового телевидения, принимаемое с Луны, согласно заверениям НАСА, выводилось на экран электронно-лучевой трубки (монитора).

Неконвертированное изображение на экране ЭЛТ, якобы прямо с Луны.
Неконвертированное изображение на экране ЭЛТ, якобы прямо с Луны.

Но поскольку изображение стандартным не было, ни по количеству строк (320), ни по количеству кадросмен в секунду (10) , то его невозможно было выдать сразу в эфир. Для преобразования в вещательный телесигнал и показа зрителям, монитор переснимался видеокамерой, работающей в стандартном для США вещательном формате NTSC (525 строк, 60 полей в секунду). 320 строк нужно было превратить в 525, а 10 кадров в секунду размножить до 60. Такие операции осуществлялись с помощью скан-конвертера. Об этом мы подробно рассказали в статье " Мог ли Советский Союз принимать телерепортаж с "Аполлона-11", записанный в американском формате? ".

Преобразование малокадрового телевизионного сигнала  в вещательный стандарт NTSC. (Пояснения смотри в предыдущей статье, № 43).
Преобразование малокадрового телевизионного сигнала в вещательный стандарт NTSC. (Пояснения смотри в предыдущей статье, № 43).

Изображение с монитора переснималось телекамерой ТК-22 и записывалось на видеомагнитофон. И вот эта запись, пересъёмка оригинала ("ксерокопия") сохранилась. Ничего из этой пересъёмки не пропало, ни коробки, ни метра.

Телекамера ТК-22. Надпись RCA - Radio Corporation of America
Телекамера ТК-22. Надпись RCA - Radio Corporation of America

На первый взгляд, телекамера ТК-22, которая использовалась для пересъёмки с монитора - очень странная телекамера - параллелепипед с объективом и больше ничего. Непонятно, куда смотреть телеоператору - нет никакого визира, нет ручек управления телекамерой.

А это, собственно говоря, и не телекамера в общепринятом понимании, это - сканер. В каталоге она идёт под названием телекамера для "телекино" (telecine). Телекино - это перевод изображения с кинопленки в телевизионный сигнал.

Такая телекамера крепится к кинопроектору.

Телекамера крепится на кинопроекторе.
Телекамера крепится на кинопроекторе.
Камера ТК-22, выпущенная в 1964 году, известна тем, что переснимала материалы миссии "Аполлон-11". Крепилась на кинопроекторе ТР-66.
Камера ТК-22, выпущенная в 1964 году, известна тем, что переснимала материалы миссии "Аполлон-11". Крепилась на кинопроекторе ТР-66.

Вот как эта конструкция "телекино" выглядит целиком.

Телекамера ТК-22 (справа) жёстко крепится к 16-мм кинопроектору ТР-66.
Телекамера ТК-22 (справа) жёстко крепится к 16-мм кинопроектору ТР-66.

Для чего нужны такие установки, я думаю, вы догадались. По телевидению постоянно показывают фильмы. А все фильмы до недавнего времени снимались на киноплёнку. Во всяком случае, с момента изобретения кинематографа, в течение 100 лет, кино снималось на киноплёнку. Когда в 50-е годы ХХ века широко распространилось телевидение, кинофильмы стали показывать по телевизору. Для перевода киноплёночного формата в телевизионный как раз и использовалась установка телекино.

Поскольку экран телевизора весьма маленький - его не сравнить с экраном в кинотеатре (где ширина может быть более 20-ти метров) - то не требуется высокого качества киноплёночного изображения. Для перевода, как правило, используются фильмы в 16-мм формате.

Оценим приблизительно разрешение телеэкрана. В нашей стране 3 сентября 1948 г. в Москве вышла в эфир экспериментальная аппаратная телевизионного вещания по стандарту разложения на 625 строк 50 полей. Это является и европейским стандартом.

Переводя в понятные современному человеку представления о разрешении мониторов, можно сказать, что телевидение в нашей стране в течение 70 лет имело разрешение примерно 800 х 600 пикселей. Профессиональные телекамеры Бетакам (Betacam), до недавнего времени самые распространённые на телевидении, имели размер кадра в NTSC  — 720×486, в PAL  — 720×576.

Телекамера Betacam.
Телекамера Betacam.

В связи с таким разрешением, 16-ти миллиметровой фильмокопии вполне достаточно для качественного показа фильма по телевидению.

Многие репортажи для телевидения, снимались на специальную 16-мм обращаемую кинопленку, например, VNF (Video News Film), а потом переводились в телеформат. Я ещё помню времена (80-90-е годы ХХ века), когда такая киноплёнка обрабатывалась в телецентре "Останкино".

16-мм киноплёнка для съёмки репортажей и новостей. Ролик (122 м) на 10 минут.
16-мм киноплёнка для съёмки репортажей и новостей. Ролик (122 м) на 10 минут.

Когда по телевидению показывали фильмы, то на кинопроекторах в телецентрах использовались 600-метровые бобины. При стандартной скорости 24 кадра в секунду такая бобина вмещала примерно 1 час времени (55,6 минут). По телевидению фильм демонстрировался на скорости 25 к/c. 600 метров - это 53,4 мин. Кинофильм без записи на видеоленту сразу демонстрировался в эфир. Когда подходила к концу одна бобина, через оптический коммутатор подключали другую.

Конец 50-х гг. ХХ века. Центральная аппаратная Владивостокской студии телевидения. Фото: ГТРК Владивосток
Конец 50-х гг. ХХ века. Центральная аппаратная Владивостокской студии телевидения. Фото: ГТРК Владивосток

Конечно, были установки телекино и для перегона 35-мм кинофильмов. Вот, установка из коллекции лаборатории радиооборудования и схемотехники (РОС) Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ).

Установка телекино РОС МТУСИ.
Установка телекино РОС МТУСИ.

Вот более современная установка телекино киностудии им.Горького. Киноплёнка устанавливается в "шкафчик" в глубине комнаты, за стеклянные дверцы, чтобы избежать попадание пыли извне.

Установка телекино киностудии им.Горького.
Установка телекино киностудии им.Горького.

И, конечно же, такая установка телекино есть во ВГИКе, где я работаю преподавателем уже 30 лет.

Установка телекино на Учебной киностудии ВГИК. За стеклянной перегородкой на фоне находится сканер для киноплёнки.
Установка телекино на Учебной киностудии ВГИК. За стеклянной перегородкой на фоне находится сканер для киноплёнки.

Чтобы избежать попадание пыли, отсек с киноплёнкой и сканером находится за стеклянной перегородкой. Установка позволяет работать как с 35-мм кинопленкой, так и с 16-мм.

600-метровые "блины" под киноплёнку. Пространство отгорожено стеклом.
600-метровые "блины" под киноплёнку. Пространство отгорожено стеклом.

А вот как выглядели установки "телекино" США в 60-е годы ХХ века.

Крепление телекамеры к кинопроектору.
Крепление телекамеры к кинопроектору.

Телекамера крепится на профессиональном 16-мм кинопроекторе.
Телекамера крепится на профессиональном 16-мм кинопроекторе.

Общий вид установки телекино.
Общий вид установки телекино.

Где-то год назад, мы уже писали в статье "НАСА утверждает, что "прямой эфир с Луны" снят одним непрерывным планом. Но это неправда." о том, что весь репортаж с "Аполлона-11", продолжительностью 2,5 часа (143 минуты) был снят не телекамерой, а плёночной аппаратурой, на 16-мм киноплёнку. Мы даже посчитали, что при скорости показа 10 кадров в секунду, весь "прямой эфир" будет иметь длину 643,5 метра и уместится на 600-метровой бобине.

600-метровые бобины с 16-мм киноплёнкой.
600-метровые бобины с 16-мм киноплёнкой.

Какие факты указывают на то, что перед нами не телезапись, а кино? На изображении "спуска Армстронга по лесенке" мы видим хаотично мелькающие белые точки. Это обычная пыль на киноплёнке. Плёнка электростатична и притягивает мельчайшие пылинки, витающие воздухе. Сейчас при перегоне киноплёнку закрывают стеклянным боксом, чтобы извне не попадала пыль, а раньше такого приспособления на установках "телекино" не было. Эти белые точки (иногда встречаются и чёрные) совсем не похожи на дефекты телеизображения, но выглядят именно так, как это бывает на киноплёнках.

В 2009 году (к 40-летию лунной аферы) фирма Lowry Digital, взяв за работу 230 тыс.$, отреставрировала изображение: всю пыль убрала, "картинку" сделала более контрастной и резкой. Вот видеофрагмент для сравнения, взятый с сайта НАСА.

Слева - изображение из архива НАСА до реставрации, на нём видны белые точки по кадру. Справа - изображение после реставрации.
Слева - изображение из архива НАСА до реставрации, на нём видны белые точки по кадру. Справа - изображение после реставрации.

Можно предположить, что во время реставрации искусственный интеллект (нейросети) дорисовывал несуществующие в исходнике объекты, ведь на кадре слева не видна ни лестница, ни астронавт. Но гораздо ближе к истине будет другое предположение - реставрация заключалась в том, что из архива НАСА достали тот самый ОРИГИНАЛ на 16-мм киноплёнке и заново его отсканировали, убрав при этом артефакты в виде точек и сдвигов кадров, о которых мы подробно писали в прошлогодней статье.

Вот что меня ещё смущает на кадрах "прямого эфира" - отсутствие строчной развёртки. Мы имеем в виду, конечно, кадры без реставрации, то, что показывалось по телевидению в течение 40 лет. Вроде, теоретически по всем отчётам НАСА, строчная развёртка при конвертации должна стать заметнее - ведь от начальных 320 линий должны остаться 262.

Слева - оригинал видео, как бы сразу с Луны, 320 строк. Справа - конвертированный для показа по телевидению США в формат 525 линий (реально остались 262).
Слева - оригинал видео, как бы сразу с Луны, 320 строк. Справа - конвертированный для показа по телевидению США в формат 525 линий (реально остались 262).

Должно быть что-то подобное тому, что мы видели в фильме "Робокоп" (1987).

Кадр из фильма "Робокоп", 1987 г.
Кадр из фильма "Робокоп", 1987 г.

А мы эту строчную развёртку совсем не чувствуем. Куда она делась - не понятно... Может, кто-то объяснит?

А что же касается пропавших оригиналов в виде 10.000 или 13 тысяч бобин с магнитной лентой, то их просто не существовало! Это всего лишь миф, очередной выдумка НАСА. Чтобы как-то выкрутиться в наш информационный век, просто придумали сказку, что все записи разом исчезли, вдруг взяли - и пропали. Уборщица, наверное, виновата.

Вывод.

Мы полагаем, что видеорепортажи якобы с Луны в миссии "Аполлон-11" и других миссиях, на самом деле снимались в павильоне не телекамерой, а кинокамерой на 16-мм киноплёнку. А потом отснятую киноплёнку на теле-кинопроекторе (telecine) переводили в телевизионный формат.

А поскольку изначально не было никаких телерепортажей и записей всей телеметрии в едином диапазоне на магнитную ленту, то пришлось придумать, что эти несколько тысяч бобин с магнитной лентой вдруг внезапно пропали.

Скан-конвертер был, перевод из одного формата в другой был, телекамера ТК-22 в скан-конвертере была. Вот только перевод был не с малокадрового телевидения 320 линий, 10 к/c, а с 16-мм киноплёнки в формат вещательного телевидения NTSC.

*

P.S. То, что пропало, могло выглядеть вот так (если бы существовало):

-26

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!

-27