Те, кто интересуются темой высадки американцев на Луну, знают, что оригиналы видеозаписей самого первого исторического шага астронавта по лунной поверхности попали. Ценный материал не уберегли. В стране, где в архивах с трепетом берегут кадры прогулок любимых собачек Президентов США, вдруг исчезли километры бесценных исторических видеозаписей. Остались только копии.
Сразу уточним: пропали только видеозаписи. Все фотографии на месте, даже бракованные и пересвеченные, - они заново отсканированы, пронумерованы и разбиты на альбомы. А вот видеозаписи, сотни рулонов видеомагнитной ленты, пропали.
Защитники НАСА придерживаются такой системы обороны: "Ну подумаешь, пропали оригиналы, копии-то ведь остались".
Это всё равно, что если бы вы потеряли свой заграничный паспорт перед поездкой зарубеж, а вам бы сказали: "Подумаешь, потерял оригинал! У тебя же ведь есть чёрно-белая ксерокопия двух страниц!"
В этой статье мы расскажем, о каких именно оригиналах идёт речь, как они выглядели, и ответим на вопрос, который (возможно, до нас никем) подробно не освещался - "Почему пропали именно оригиналы?"
Вообще-то мы склоняемся к мысли, что ничего не пропало. Не пропало ни метра. Просто "оригиналы" выглядят так, что их нельзя ни в коем случае показывать даже издалека, с расстояния в несколько метров - сразу вскроется обман, и лунный миф будет разрушен.
В интернете без труда можно найти душещипательные истории, как в 2006 году вдруг обнаружили, что значительная часть материалов, снятых "лунной телекамерой" Вестингауз миссией "Аполлон-11", куда-то пропала. Разумеется, НАСА инициировало масштабную поисковую кампанию. Поиски, к сожалению, ничего не дали. Более 700 коробок с видеоматериалами, аудиозаписями и данными о состоянии здоровья астронавтов буквально растворились в воздухе.
Истории о том, как по каплям таяла надежда отыскать хотя бы одну из сотен пропавших коробок, написаны опытным сценаристом Голливуда и призваны вызвать у читателя слёзы умиления. Обожаю читать ложь, когда знаешь правду.
Не могу удержаться, чтобы не процитировать пару абзацев из статьи "Тайна исчезновения пленок с записью миссии "Аполлон-11".
...На некоторое время вновь возникла вероятность того, что видеосъемка, проведенная на Луне, все-таки не была окончательно утеряна. «Это было как будто чудо, пришедшее из ниоткуда» – утверждает Лебар. Поскольку сигнал, получаемый с Луны, умел уникальный формат, такие пленки было бы легко отследить и идентифицировать.
К несчастью, поиск пленок оказался непростой задачей. Проведя несколько часов в Национальном центре записей в Вашингтоне (National Records Center), Лебар и его коллеги наткнулись на сотрудника APL, утверждавшего, что ему приходилось видеть записи. Когда же он принес несколько немаркированных пленок, имевших тот же формат, что и известные ранее материалы, оказалось, что эти пленки были чистыми. Не дало результатов и изнуряющее длительное изучение журналов дежурных, формуляров, служебных записок и каких-либо других письменных свидетельств 40-летней давности. Казалось, пленки канули в Лету – три года поисковой работы, проведенной в государственных структурах, промышленных компаниях, а также среди частных лиц, так и не принесли плодов. В конце концов, ищущие сдались.
...«Я не думаю, что пленки вообще дожили до наших дней. – Утверждает Лебар, – Это трудно принять. Но мы столкнулись с ошеломляющим количеством доказательств, которые заставили нас верить в то, что пленок больше нет. Нужно просто смириться с действительностью».
А теперь давайте разберёмся, что именно пропало.
Согласно легенде НАСА, с Луны на Землю отправлялся сигнал в виде единого S-диапазона ("S" от слова " S hort-band"). Данные о состоянии здоровья астронавтов, голосовая, телеметрическая, телевизионная и дальномерная информация, а также управление и отслеживание передавалась по одной частотной системе, через одну антенну.
На Земле этот единый сигнал, согласно легенде НАСА, принимался радиотелескопом и записывался на магнитофон.
Поскольку объем данных был очень большой, то лента магнитофона двигалась с большой скоростью - одной катушки диаметром 35 см хватало всего на 15 минут. По мере заполнения одной катушки автоматически подключался следующий аппарат записи, и для обеспечения непрерывности данных, начинал записывать данные с небольшим перекрытием.
На эту ленту записывались не только видеорепортажи с Луны, но и аудиопереговоры, и телеметрия (данные сотен датчиков), и даже состояние здоровья астронавтов (частота пульса, ритм дыхания и пр..). И вот это всё пропало. В 2006 году НАСА объявило, что оригинальные записи, скорее всего, безвозвратно утеряны. Также случайно пропали записи и других лунных экспедиций - всего от 10 000 до 13 000 магнитных пленок с информацией о миссиях «Аполлон». НАСА сообщило, что их след потерялся где-то между 1970 и 1975 годом, когда коробки были возвращены в НАСА из Национального архива.
По словам НАСА, скорее всего, материалы, о которых идет речь, были случайно стерты, а пленку, на которой они содержались, использовали при записи данных, полученных каким-нибудь спутником. Разумеется, такое объяснение кажется более чем абсурдным: как у агентства, тратящего миллиарды долларов на самые разнообразные исследовательские проекты, не могло оказаться обыкновенной чистой магнитной пленки?
А что же сохранилось? Сохранились, условно говоря, "ксерокопии", пересъёмки с экрана.
Видеоизображение малокадрового телевидения, принимаемое с Луны, согласно заверениям НАСА, выводилось на экран электронно-лучевой трубки (монитора).
Но поскольку изображение стандартным не было, ни по количеству строк (320), ни по количеству кадросмен в секунду (10) , то его невозможно было выдать сразу в эфир. Для преобразования в вещательный телесигнал и показа зрителям, монитор переснимался видеокамерой, работающей в стандартном для США вещательном формате NTSC (525 строк, 60 полей в секунду). 320 строк нужно было превратить в 525, а 10 кадров в секунду размножить до 60. Такие операции осуществлялись с помощью скан-конвертера. Об этом мы подробно рассказали в статье " Мог ли Советский Союз принимать телерепортаж с "Аполлона-11", записанный в американском формате? ".
Изображение с монитора переснималось телекамерой ТК-22 и записывалось на видеомагнитофон. И вот эта запись, пересъёмка оригинала ("ксерокопия") сохранилась. Ничего из этой пересъёмки не пропало, ни коробки, ни метра.
На первый взгляд, телекамера ТК-22, которая использовалась для пересъёмки с монитора - очень странная телекамера - параллелепипед с объективом и больше ничего. Непонятно, куда смотреть телеоператору - нет никакого визира, нет ручек управления телекамерой.
А это, собственно говоря, и не телекамера в общепринятом понимании, это - сканер. В каталоге она идёт под названием телекамера для "телекино" (telecine). Телекино - это перевод изображения с кинопленки в телевизионный сигнал.
Такая телекамера крепится к кинопроектору.
Вот как эта конструкция "телекино" выглядит целиком.
Для чего нужны такие установки, я думаю, вы догадались. По телевидению постоянно показывают фильмы. А все фильмы до недавнего времени снимались на киноплёнку. Во всяком случае, с момента изобретения кинематографа, в течение 100 лет, кино снималось на киноплёнку. Когда в 50-е годы ХХ века широко распространилось телевидение, кинофильмы стали показывать по телевизору. Для перевода киноплёночного формата в телевизионный как раз и использовалась установка телекино.
Поскольку экран телевизора весьма маленький - его не сравнить с экраном в кинотеатре (где ширина может быть более 20-ти метров) - то не требуется высокого качества киноплёночного изображения. Для перевода, как правило, используются фильмы в 16-мм формате.
Оценим приблизительно разрешение телеэкрана. В нашей стране 3 сентября 1948 г. в Москве вышла в эфир экспериментальная аппаратная телевизионного вещания по стандарту разложения на 625 строк 50 полей. Это является и европейским стандартом.
Переводя в понятные современному человеку представления о разрешении мониторов, можно сказать, что телевидение в нашей стране в течение 70 лет имело разрешение примерно 800 х 600 пикселей. Профессиональные телекамеры Бетакам (Betacam), до недавнего времени самые распространённые на телевидении, имели размер кадра в NTSC — 720×486, в PAL — 720×576.
В связи с таким разрешением, 16-ти миллиметровой фильмокопии вполне достаточно для качественного показа фильма по телевидению.
Многие репортажи для телевидения, снимались на специальную 16-мм обращаемую кинопленку, например, VNF (Video News Film), а потом переводились в телеформат. Я ещё помню времена (80-90-е годы ХХ века), когда такая киноплёнка обрабатывалась в телецентре "Останкино".
Когда по телевидению показывали фильмы, то на кинопроекторах в телецентрах использовались 600-метровые бобины. При стандартной скорости 24 кадра в секунду такая бобина вмещала примерно 1 час времени (55,6 минут). По телевидению фильм демонстрировался на скорости 25 к/c. 600 метров - это 53,4 мин. Кинофильм без записи на видеоленту сразу демонстрировался в эфир. Когда подходила к концу одна бобина, через оптический коммутатор подключали другую.
Конечно, были установки телекино и для перегона 35-мм кинофильмов. Вот, установка из коллекции лаборатории радиооборудования и схемотехники (РОС) Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ).
Вот более современная установка телекино киностудии им.Горького. Киноплёнка устанавливается в "шкафчик" в глубине комнаты, за стеклянные дверцы, чтобы избежать попадание пыли извне.
И, конечно же, такая установка телекино есть во ВГИКе, где я работаю преподавателем уже 30 лет.
Чтобы избежать попадание пыли, отсек с киноплёнкой и сканером находится за стеклянной перегородкой. Установка позволяет работать как с 35-мм кинопленкой, так и с 16-мм.
А вот как выглядели установки "телекино" США в 60-е годы ХХ века.
Где-то год назад, мы уже писали в статье "НАСА утверждает, что "прямой эфир с Луны" снят одним непрерывным планом. Но это неправда." о том, что весь репортаж с "Аполлона-11", продолжительностью 2,5 часа (143 минуты) был снят не телекамерой, а плёночной аппаратурой, на 16-мм киноплёнку. Мы даже посчитали, что при скорости показа 10 кадров в секунду, весь "прямой эфир" будет иметь длину 643,5 метра и уместится на 600-метровой бобине.
Какие факты указывают на то, что перед нами не телезапись, а кино? На изображении "спуска Армстронга по лесенке" мы видим хаотично мелькающие белые точки. Это обычная пыль на киноплёнке. Плёнка электростатична и притягивает мельчайшие пылинки, витающие воздухе. Сейчас при перегоне киноплёнку закрывают стеклянным боксом, чтобы извне не попадала пыль, а раньше такого приспособления на установках "телекино" не было. Эти белые точки (иногда встречаются и чёрные) совсем не похожи на дефекты телеизображения, но выглядят именно так, как это бывает на киноплёнках.
В 2009 году (к 40-летию лунной аферы) фирма Lowry Digital, взяв за работу 230 тыс.$, отреставрировала изображение: всю пыль убрала, "картинку" сделала более контрастной и резкой. Вот видеофрагмент для сравнения, взятый с сайта НАСА.
Можно предположить, что во время реставрации искусственный интеллект (нейросети) дорисовывал несуществующие в исходнике объекты, ведь на кадре слева не видна ни лестница, ни астронавт. Но гораздо ближе к истине будет другое предположение - реставрация заключалась в том, что из архива НАСА достали тот самый ОРИГИНАЛ на 16-мм киноплёнке и заново его отсканировали, убрав при этом артефакты в виде точек и сдвигов кадров, о которых мы подробно писали в прошлогодней статье.
Вот что меня ещё смущает на кадрах "прямого эфира" - отсутствие строчной развёртки. Мы имеем в виду, конечно, кадры без реставрации, то, что показывалось по телевидению в течение 40 лет. Вроде, теоретически по всем отчётам НАСА, строчная развёртка при конвертации должна стать заметнее - ведь от начальных 320 линий должны остаться 262.
Должно быть что-то подобное тому, что мы видели в фильме "Робокоп" (1987).
А мы эту строчную развёртку совсем не чувствуем. Куда она делась - не понятно... Может, кто-то объяснит?
А что же касается пропавших оригиналов в виде 10.000 или 13 тысяч бобин с магнитной лентой, то их просто не существовало! Это всего лишь миф, очередной выдумка НАСА. Чтобы как-то выкрутиться в наш информационный век, просто придумали сказку, что все записи разом исчезли, вдруг взяли - и пропали. Уборщица, наверное, виновата.
Вывод.
Мы полагаем, что видеорепортажи якобы с Луны в миссии "Аполлон-11" и других миссиях, на самом деле снимались в павильоне не телекамерой, а кинокамерой на 16-мм киноплёнку. А потом отснятую киноплёнку на теле-кинопроекторе (telecine) переводили в телевизионный формат.
А поскольку изначально не было никаких телерепортажей и записей всей телеметрии в едином диапазоне на магнитную ленту, то пришлось придумать, что эти несколько тысяч бобин с магнитной лентой вдруг внезапно пропали.
Скан-конвертер был, перевод из одного формата в другой был, телекамера ТК-22 в скан-конвертере была. Вот только перевод был не с малокадрового телевидения 320 линий, 10 к/c, а с 16-мм киноплёнки в формат вещательного телевидения NTSC.
*
P.S. То, что пропало, могло выглядеть вот так (если бы существовало):
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!