Афонское сражение 19 июня 1807 года явилось одним из главных событий знаменитой средиземноморской кампании адмирала Сенявина и представляет вместе с тем собой один из важнейших моментов в истории русского военно-морского искусства.
Получив в начале февраля 1807 года известие о выступлении Турции против России, адмирал Сенявин, не дожидаясь никаких инструкции, по собственной инициативе покидает с главными силами своей эскадры Адриатическое море, где до тех пор с блестящим успехом вел борьбу с французами, и спешно направился в восточную часть Средиземного моря с намерением сосредоточить свои действия против Турции. Прибыв к турецким берегам, Сенявин прежде всего завладевает с боя островом Тенедос и, устроив на нем базу для своей эскадры, приступает к блокаде Дарданелл и наблюдению за турецким побережьем, чем лишает Турцию возможности произвести морем быстрое сосредоточение своих войск из дальних областей империи на Балканский полуостров против России.
Результаты глубоко целесообразных и энергичных действий Сенявина в восточной части Средиземного моря не замедлили сказаться на ходе сухопутных операции на главном театре войны. Однако, влияние этих действий не могло иметь постоянный и «окончательный» характер до той поры, пока в Золотом Роге пребывал жизнеспособный турецкий флот.
И вот в середине июня турецкий флот выходит из Дарданелл с намерением отобрать у Сенявина Тенедос и тем самым разорвать крепкий обруч русской блокады, давление которого становится для Турции невыносимым. Ясно понимая, что успех турецкой операции приведет к крушению столь плодотворно ведомой им кампании, Сенявин немедленно устремляется за турецким флотом в погоню, настигает его близ Афона и, разбив турок на голову, принуждает их к бегству назад в Мраморное море. Потеряв после поражения у Афона свою боеспособность, турецкий флот не проявляет больше признаков деятельности, а Сенявин окончательно закрепляет свое господство на море.
Таким образом, результат Афонского сражения имел решающее стратегическое влияние на успешный исход морской кампании Сенявина в восточной части Средиземного моря, что в свою очередь весьма благоприятно отразилось на ходе и результате операции нашей армии на главном театре войны.
С другой стороны тактика Сенявина в Афонском сражении вписала одну из самых славных страниц в историю русского военно-морского искусства. Для того, чтобы дать себе в этом ясный отчет, необходимо вспомнить, в каком состоянии находилось военно-морское искусство в русском флоте в период времени, предшествующий началу боевой деятельности Сенявина.
После Петра Великого в русском флоте, как и во всех флотах мира, настал длительный период полного упадка военно-морского искусства, продолжавшийся почти до самого конца XVIII столетия.
В течете этого периода времени тактика была втиснута в «бездушные» рамки старых геометрических построений, исключавших всякую возможность боевого творчества. Основные начала военного искусства — сосредоточение сил, взаимная поддержка, инициатива и т. д. совершенно исчезли из военной идеологии морских офицеров того времени и «тактическое искусство» ограничилось умением сохранять свое место в кильватерной колонне и стройно исполнять эволюции. Самое понятие «тактика» получило официальное определение «искусства распределять суда в линии кильватера и производить эволюции». Само собой разумеется, что при таком состоянии военного искусства все морские сражения XVIII столетия, напоминали своим внешним видом, по остроумному слову французского министра Морепа, «хорошо разыгранный балет», имели нерешительный характер и не оказывали почти никакого влияния на стратегическое развитее военных действий на море. Такой же характер имели в эту эпоху все сражения между русским и шведским флотом, ибо и их не миновал упадок военно-морского искусства.
Лишь в самом конце XVIII столетия под влиянием литературной деятельности Джона Клерка и боевой деятельности адмиралов Роднея и Сюфрена настало «возрождение» военно-морского искусства.
Между тем в нашем флоте первые признаки возрождения военно-морского искусства, проявившиеся в боевой деятельности адмирала Ушакова в конце XVIII столетия, нашли свое исключительное выражение в тактическом искусстве, проявленном Сенявиным в Афонском сражении, в котором он, мудро оценивши обстановку, воскресил принципы сосредоточения сил против важнейшей части неприятеля, направив главный удар на центр неприятельской линии, где находился турецкий главнокомандующий.
Поэтому в истории русского военно-морского искусства Афонское сражение занимает такое же место, какое занимает в английской истории С.-Винцентское сражение, окончательно закрепившее возрождение английского военно-морского искусства.
Спасибо, что дочитали до конца.
Если Вам понравился материал - обязательно подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, не забудьте поставить ЛАЙК!
Всего Вам доброго!