#хакнем_посты (👈 в этой рубрике размещаются посты наших подписчиков).
Хотите опубликовать свой пост в "Хакнем"? Напишите нам на почту: story@haknem.com
Самые мои ранние воспоминания о вкусных деликатесах относятся к началу 60-х.
Мне было шесть лет, когда мы с моим отцом были проездом в Москве. Зашли в маленькое кафе «Лакомка» на Пушкинской площади и взяли там по чашечке густого горячего шоколада и по пирожному «безе». Ничего подобного в родном Днепропетровске я не только не пробовал, но даже не слышал о таком. Сейчас этого кафе уже нет, но москвичи постарше, наверно, все его помнят.
А пару лет спустя мы гостили у маминой подруги в Ленинграде, там самое яркое впечатление у меня оставила сладкая творожная масса с изюмом (из еды, конечно). Правда, нужно сказать, что такая масса была по сути упрощенным и секуляризованным вариантом творожной пасхи, а для Украины этот продукт вообще не характерен, и «паской» там называют кулич.
В Москве эту массу делал единственный молочный комбинат в Останкино, в продаже она бывала не во всех магазинах, и, чтобы ее купить (как и многое другое), нужно было, что называется, «знать места».
В конце 80-х, уже взрослым человеком я покупал ее в небольшом магазине молочных продуктов недалеко от станции метро «Ленинский проспект», рядом со своей тогдашней работой.
Если вернуться в школьные годы, то нужно сказать, что мама несколько раз в год ездила в командировки в Москву, в министерство. Она привозила невиданные лакомства, прежде всего сладкое: косхалву, орехи кешью в сахаре, молочную карамель, шоколадные вафельные торты. Еще были козинаки из цельного фундука. Когда я уже учился в старших классах, у нас тоже появились в продаже козинаки, но с местным акцентом – из подсолнечных семечек.
Раза два или три мама привезла кету – в Днепропетровске такое вообще не продавалось. Очень вкусными были польские грибные супы-пюре в пакетиках.
Но абсолютным хитом среди гостинцев из Москвы был финский плавленый сыр «Виола». Подобных сыров, которые можно было намазывать на хлеб, в Советском Союзе тогда не производили. А этот сыр был не только вкусным, не только удобным для использования; самое главное – стаканчик с этим сыром закрывался пластиковой крышкой, с которой приветливо улыбалась светловолосая девушка с букетом цветов. Эти этикетки я аккуратно отклеивал и делился ими со своими школьными друзьями. (Современные этикетки «Виолы» – даже те, где осталась девушка, – значительно уступают по качеству той давней крышке.)
Потом уже и у нас начали производить плавленый сыр для намазывания под названием «Янтарь». Купить его было не сложнее, чем другие продукты, по крайней мере в Москве и Подмосковье (из Днепра я к тому времени уже уехал), но дизайн этикеток у него был проще и суровее.
А «Виола» в продаже стала появляться все реже, а потом и вовсе пропала. В 90-х годах мне довелось услышать замечательную песню о сыре моего детства на слова Алексея Дидурова: «Там глянула в душу ребёнка блондинка со снежной коробки сырка!» И еще там были такие замечательные слова: «О, если б досталась мне самая малость – увидеть тебя, а не съесть…» (полный текст стихотворения и ссылку на исполнение помещаю в конце).
Нынешняя «Виола» – это совсем другая история: она делается в России по лицензии, купить её нетрудно в любом сетевом магазине далеко за пределами столиц, но и того счастья от покупки уже нет.
Я не хочу сказать, что всё вкусное во времена моего детства можно было найти только в далёких городах, не там, где жила моя семья.
Наверное, людям, которые приезжали к нам в Днепропетровск из более северных мест, такой же экзотикой могли казаться наши абрикосы, которые можно было спокойно рвать и в саду возле поликлиники, и в «посадках» вдоль дорог, или шелковица, или ещё что-нибудь. Просто экономика тогда была устроена так, чтобы обеспечить людям только самое необходимое, немудреное, а с остальным – разбирайтесь сами, как хотите.
Автор слов: Алексей Дидуров Автор музыки: Владимир Качан
Там таяло детство, как сладкая льдинка,
Никитка смотрел свысока,
Там глянула в душу ребёнка блондинка
Со снежной коробки сырка!
С прилавка молочной на старой Ордынке,
Ещё не снесённой пока,
Там глянула в душу ребёнка блондинка
Со снежной, и нежной, и хрупкой коробки сырка!
И алые губы, и белые зубы,
И взгляд - и святой, и простой -
Сквозь пламя, и воды, и медные трубы
Я нёс на коробке пустой.
Но в годы застоя и слепо, и глупо
Во мрак закатились густой
И алые губы, и белые зубы,
И взгляд - и прямой, и земной, и святой, и простой!
О, если б досталась мне самая малость -
Увидеть тебя, а не съесть,
Но ты лишь в шикарных заказах осталась,
А мне уж до них не долезть...
Тупая усталость, и близкая старость,
И месть запоздала, и лесть,
И ты лишь в шикарных заказах осталась,
И мне до шикарных заказов уже не долезть!..
#хакнем_посты (👈 рубрика для размещения постов подписчиков). Хотите опубликовать свой пост в "Хакнем"? Напишите нам на почту: story@haknem.com
Автор: #медведев_александр биофизик, выпускник Физтеха (МФТИ), кандидат биологических наук, бывший эксперт отдела экономического анализа банка. Автор книги "Как появилась рыночная экономика". Пенсионер, 65 лет