Эксперты заговорили о риске возникновения пузыря.
В последнее время в экономических изданиях активно муссируется тема формирования пузыря на рынке. Авторы стараются угадать когда же рухнет американский фондовый рынок. Ну что ж, попробую и я.
Для начала рассмотрим показатели, которые используют сторонники «теории пузыря».
Заоблачное значение “Индикатора Баффета”
«Индикатор Баффета» — это капитализация фондового рынка страны к валовому внутреннему продукту (ВВП). Индикатор показывает насколько дорог или дешев фондовый рынок страны по сравнению со своим средним значением. По сути, это мультипликатор P/S в объемах всей страны.
На середину февраля «Индикатор Баффета» зашкаливает — это факт.
На сегодня он достиг 196, при этом прошлое максимальное значение 142.9 было достигнуто 30 марта 2000 года. Как раз накануне крупнейшего краха фондового рынка США.
Высокие значения коэф-та САРЕ , так называемого коэф-та Шиллера
«Коэффициент Шиллера» на графике обозначен зеленой линией. Сейчас значение CAPE 35.9 при историческом среднем значении 17.1.
Индикатор CAPE (от английского cyclically adjusted price-earnings, иначе P/E 10, иначе «P/E Шиллера») представляет собой отношение текущей цены акции к средней прибыли за последние 10 лет, скорректированной на потребительскую инфляцию (CPI). Фактически CAPE устраняет недостатки классического коэффициента P/E, поскольку берет усредненную прибыль, а не прибыль последнего года.
Шиллер, именем которого назван коэффициент, получил Нобелевскую премию по экономике за свои работы по теории неэффективных рынков, так что его мнению можно доверять.
Сейчас оба коэффициента, «Баффета» и «Шиллера», находятся на максимальной исторической высоте, что даёт карты в руки сторонникам теории быстрого схлопывания пузыря фондового рынка.
Но можно посмотреть на проблему с другой стороны. Если обратиться к долгосрочному графику американского рынка S&P500
На графике S&P500 видно, что «Бычий рынок» или периоды роста в среднем длятся 18 лет, а периоды падения — «Медвежьего рынка» — от 25 до 8 лет. Сейчас американский рынок в середине «Бычьего цикла» и ему ещё предстоит переписать сегодняшние максимумы.
Можно ли вообще предсказать кризис?
Всегда находятся те, кто прогнозирует обвал на рынках. Каждые 5–10 лет они оказываются правы и кризис действительно случается.
Экономист Нуриэль Рубини, автор книги «Экономика кризисов», говорит, что финансовые кризисы — это «белые лебеди», то есть они предсказуемы. Рубини действительно удалось предсказать кризис 2007-2009 годов в памятном разговоре с экспертами МВФ за два года до обвала.
Математик Нассим Талеб считает кризисы непредсказуемыми — об этом его книга «Черный лебедь». До встречи с «чёрным лебедем»/кризисом люди убеждены, что он просто не может существовать. Но, обнаружив его всего лишь раз, мы задним числом понимаем, насколько кризис вероятен.
Вполне возможно, что и Рубини, и Талеб правы. Есть кризисы, которые можно предсказать — «белые лебеди». Есть кризисы, которые возникают из ниоткуда, на ровном месте, их предсказать невозможно, так же как появление «черного лебедя». Но наверняка у каждого кризиса, если приглядеться, можно найти и белые и чёрные «перья».
Но зачем простым инвесторам эти страшилки про «пузыри»? Ведь сумма наших инвестиций не велика и в случае значительных просадок будет возможность пересидеть убытки и дождаться, когда активы пойдут в рост. Так утверждают сторонники «asset allocation», теории о грамотном распределении активов.
В сторону теорию, вот чему «научила меня жизнь»
В моей инвестиционной жизни уже случились два кризиса: сначала 2008 года, затем 2014 года. Тогда мне «посчастливилось» наблюдать, как мой портфель буквально за неделю просел больше чем на 1 миллион рублей. Психологически эта потеря было очень болезненной, несмотря на то, что, по итогам года портфель восстановился и даже был в плюсе. Для меня это стало уроком: я поняла какой риск готова нести, какой уровень потерь будет комфортным для меня и моего портфеля. Этот урок заставил меня изменить подход к отбору бумаг — в итоге кризис 2020 прошла, почти не замечая.
После двух кризисов и одного почти-кризиса я поняла, что главное не то, будет ли кризис, а то, насколько он будет затяжной и выдержат ли капитал и нервы, ту просадку, которая будет на рынке.
Самое ценное, что я вынесла из кризисов, это четыре фактора, которые помогают принимать решения особенно в условиях сегодняшней перепроданности рынка:
- необходима серьезная аллокация активов не только на разные страны, но и внутри рискованных и защитных активов
- не нужно гнаться за быстрыми спекулятивными заработками. Ведь если кто-то заработал 300% на Tesle, не факт что он повторит успех в долгосрочной перспективе. По статистике новички-спекулянты теряют деньги в течение 2 лет
- Сформируйте подушку безопасности. Совсем банальный совет, но во время кризиса спасёт именно пресловутая «подушка»: поможет не продавать сломя голову подешевевшие акции, а наоборот — даст возможность докупить подешевевшие активы
- Всегда учитесь и не покупайте акции согласно чьим-то рекомендациям. Мы все разные и каждому нужен именно его портфель.