На девятом году хиджры почти во всех селениях Хиджаза утвердилась вера единобожия. И только одна малочисленная группа не отказывалась от своих старых ложных верований.
В это время была ниспослана сура «аль-Бараат». В этой суре определялся подход нашего Пророка к многобожникам, и Посланнику Аллаха было приказано в случае необходимости уничтожать идолопоклонничество даже военной силой. Ему было поручено сообщить об этом большому скоплению людей, собравшихся со всех концов Хиджаза в день празднования Ид аль-Адха. Это в некотором смысле был официальный ультиматом, который передает взгляд Ислама на идолопоклонничество.
Когда была ниспослана сура «аль-Бараат», у Посланника Аллаха не было намерения отправиться в хадж. Поэтому он подозвал к себе Абу Бакра и научил его первым аятам суры «аль-Бараат». Он отправил его вместе с сорока мужчинами в Мекку, чтобы он в день праздника Ид аль-Адха прочитал их людям.
После того, как Абу Бакр отправился в Мекку, Достопочтенный Пророк получил божественное откровение: «Пусть эти повеления доведет до людей сам Пророк или тот, кто от него. Кроме них двоих, больше никто не обладает этим правом[1] .
После этого Посланник Аллаха подозвал к себе Достопочтенного Али и попросил его отправиться в Мекку, настигнуть в пути Абу Бакра, взять у него эти аяты и рассказать людям о том, что Посланнику Аллаха (САВ) пришло откровение (вахи) о том, чтобы он прочел эти аяты сам или повелел прочесть их кому-нибудь из Ахль аль-Бейт, поэтому он и поручил это дело Али.
Достопочтенный Али сел на особого верблюда, принадлежавшего Достопочтенному Пророку. Вместе с группой сподвижников, близких Достопочтенному Пророку, он выдвинулся в Мекку. Застав в пути Абу Бакра, он разъяснил ему ситуацию и принял от него эти аяты. Он вошел в Мекку и десятого числа месяца зу-ль хиджа взошел на Джамара аль-Акаба, громким голосом прочтя тринадцать аятов суры «аль-Бараат». Затем он сказал: «Начиная с этого года ни один многобожник не сможет войти в Мекку. Вокруг Каабы нельзя будет совершать таваф ( обход против часовой стрелки вокруг Каабы во время хаджа или умры) в голом виде. Если у кого-то из многобожников есть договор, подписанный с Посланником Аллаха, то он действителен только до указанного в нем срока» [2] .
Это событие оказало большой эффект на людей. Многобожники целыми группами стали принимать Ислам. На десятый год после хиджры многобожие в Хиджазе было полностью искоренено. Тогда Достопочтенный Абу Бакр отправился к Посланнику Аллаха и в страхе спросил у него: «О Посланник Аллаха, было ли ниспослано что-нибудь про меня? Я сделал что-нибудь плохое?». Достопочтенный Пророк сказал: «Нет. Мне лишь было велено обнародовать эти аяты самому или поручить это тому, кто от меня. С моей стороны никто не мог обнародовать эти аяты, кроме Али» [3] .
В этом вопросе между учеными имеется разногласие. Согласно некоторым ученым, причина перепоручения этой обязанности от Абу Бакра Достопочтенному Али заключается в арабских традициях того времени.
Ибн Асир в своем тафсире дает следующее объяснение этого события: «Согласно арабским обычаям (адат), если кто-либо пожелает разорвать заключенный им договор, он должен сделать это сам или поручить кому-либо из своих близких родственников. В противном случае договор не считался разорванным. По этой причине Али был избран для этого дела».
Ибн Касир комментирует следующий аят: « А с теми неверующими, с которыми вы заключили договор, и они не нарушали его и никому не помогали против вас, надо завершить договор до конца и соблюдать его. Поистине, Аллах любит богобоязненных, которые не нарушают свои договоры!»[4] .
Однако это в крайней степени опрометчивый подход. Потому что Ислам полностью уничтожил традиции эпохи невежества (джахилия). Считать, что Достопочтенный Джабраил принес Посланнику Аллаха божественное откровение, опираясь на некую арабскую традицию, противоречит духу Ислама. Ислам был ниспослан не для того, чтобы дополнить традиции эпохи невежества, а чтобы уничтожить их.
Объяснять поручение Пророком Достопочтенному Али обязанности донесения до людей аятов суры «аль-Бараат» лишь его близким родством с Посланником Аллаха, противоречит логике и Исламу. Обоснованием передачи этого поручения Достопочтенному Али является его близость к Посланнику Аллаха и его значение для Достопочтенного Пророка. Кроме того, здесь говорится не только об аятах, ниспосланных о заключении новых договоров и расторжении ранее заключенных. Эта обязанность была возложена Хаком на Достопочтенного Али.
Др. Хайдар Баш
[1] Сира Ибн Хишам, т. 4, с. 545.
[2] Ибн Касир, аль-Бидайа ва-н нихайа, т. 5, с. 45.
[3] Ибн Асир, аль-Камиль фи-т тарих, т. 2, с. 291; Фадаиль аль-хамса мин ас-сихах ас-ситта, т. 2, с. 343; Шейх аль-Муфид,аль-Иршад, с. 67-68.
[4] Ат-Тауба, аят 4.
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"
Источник: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"
Источник: Др. Хайдар Баш "Пророк Мухаммад (сав) - свет Аллаха"