Найти тему

Как нецензурная брань убивает интеллект русского народа

Оглавление
Фото из свободных источников
Фото из свободных источников
Иду по улице за группой подростков. Разговаривают они громко и я невольно слышу всё, что они говорят. Речь, в основном, состоит из мата. Они не ругаются матом, они им разговаривают. Вот мальчик обращается к девочке с вопросом в матерной форме. Смысл вопроса " Ты что, с ума сошла?" Девочка весело смеётся, отвечает ему. Никого из девочек не оскорбляет подобное обращение, хотя сами они не употребляют нецензурные слова. Для этих подростков мат - норма.

Я задалась вопросом: а могут ли эти дети общаться иначе? Знают ли они нормальные слова и почему засилье нецензурной лексики уже не имеет в обществе такого порицания и осуждения, как это было несколько лет назад?

Дети впитывают и максимально используют то, что слышат и видят вокруг. Если ещё несколько лет назад мат считался признаком малообразованности и бескультурья, то теперь это модно и многие бравируют тем, что могут без стеснения ругаться. Сейчас, к сожалению, мат стал обычным явлением в Интернете, некоторых СМИ, его можно услышать даже с телеэкранов. Его употребление уже не так сильно табуируется, как раньше, поэтому люди не стесняясь выражают своё мнение в комментариях в Интернете с помощью мата и часто не сдержаны в выражениях в живом общении.

Мат льётся на нас с рекламных баннеров, телеэкрана и из интернета.
Мат льётся на нас с рекламных баннеров, телеэкрана и из интернета.

Мой сын любит смотреть автоблогеров в различных социальных сетях. Часто ролики наполнены нецензурной бранью, это всё подаётся как общение с юмором и для молодых людей-подписчиков выглядит нормой. Они начинают уподобляться этим блогерам в комментариях - и вот уже под видео или постом настоящий матерный баттл - кто круче выразит своё восхищение или негодование. И если редкий подписчик выразит своё недовольство матерным стилем общения, он тотчас навлечёт на себя массу неприятных высказываний.

Как-то мне попалось одно видео от автоблогеров, где во время езды на машине на дорогу выбегают лоси и машина летит в кювет, чтобы избежать столкновения. " Тысяча чертей! Проклятые лоси! " - восклицает водитель. Некотооые комментаторы не поверили в то, что так, без мата, можно отреагировать в экстренной ситуации. Даже писали, что звук был наложен на видео сверху, мол, "русские не могут без мата". Но для многих комментаторов явилось открытием то, что можно культурно выразить страх и потрясение.

Комментарии к видео "Тысяча чертей! Проклятые лоси!" в сети В Контакте
Комментарии к видео "Тысяча чертей! Проклятые лоси!" в сети В Контакте

Бедность словарного запаса, косноязычие, интеллектуальная неразвитость и низкий уровень культуры заставляют подростков употреблять нецензурные выражения. Дети просто не знают других слов.

Вот недавний пример из моей практики. Третьеклассник Саша радостно сообщил мне, что русский язык он весь выучил и теперь ему нужно немного подучить английский. Я ему на это ответила, что могу назвать прямо сейчас 10 слов, которых он не знает. Мальчишке стало интересно. "Ошеломить, кичиться, тщедушный, буянить, оболтус", - начала я. "Оболтус? А что это такое?" - Саша среагировал именно на это слово. Я объяснила, что это лентяй и бездельник. И продолжила: " Ну это то же самое, что обалдуй, шалопай, олух, лоботряс". "Надо же, а я только "долбо*б" знаю!" - простодушно воскликнул Саша - "меня папа так называет, когда я "двойки" получаю или не понимаю что-то". То есть мальчик просто не знает других слов с таким значением, потому что словарный запас его папы ограничивается только этим бранным словом!
-4

Речь ребёнка соответствует той социальной среде, в которой он находится. Часто родители позволяют себе мат в обиходе, не придавая этому большого значения. Неудивительно, что дети начинают общаться в том же стиле, ведь они всегда копируют родителей. При этом часто родители запрещают и наказывают детей за мат, не отказываясь от нецензурной лексики в общении между собой и с теми же детьми. То есть "мне можно, а тебе нельзя", но при этом родитель забывает, что подавая личный пример плохого поведения и при этом критикуя плохие привычки, он тем самым вызывает у ребёнка противоречие и непонимание, и никоим образом не добъется своей цели.

Часто замечаю, что если подросток сгоряча выругался при взрослом, то ему становится стыдно. Он опускает голову, не смотрит в глаза или старается перевести тему разговора. То есть дети понимают, что матерные слова - это не хорошо.

Обычно я концентрирую внимание подростка на этом моменте. Задаю вопрос, что именно он хотел выразить бранными словами, тем самым переводя его высказывание с эмоционального уровня на осознанный. И предлагаю заменить матерные слова теми, которые они обозначают на самом деле. И тут ко многим приходит осознание, что мат ничего не объясняет, не несёт никакой полезной информации. Часто это просто ненужные слова - паразиты, делающие фразу длиннее. И объясняю, что его дружки воспринимают этот мат в "фоновом режиме". Да, они реагируют на него, смеются, что - то отвечают, но матом можно достичь только поверхностной эмоциональной реакции. Им не передать свои чувства, переживания. То есть то, что обычно говорится автоматически, можно попробовать перевести на уровень осознания. 

С 1 февраля 2021 года вступает в силу закон о запрете мата в соцсетях и Интернете. Как Вы считаете, действенный ли это способ по наведению порядка в соцсетях и снижению количества мата на просторах Интернета? Делитесь своим мнением в комментариях и поддержите автора "лайком". Спасибо!