Очередной поход по заснеженной России. На этот раз в нашем эфире населенный пункт с забавным названием Гробищево. Кладбищенская тема этому месту подходит на все сто процентов, просто потому что жизни здесь нет, ну по крайней мере зимой.
Походы подобного рода становится делать все сложнее поэтому и новый материал выходит крайне редко. Снега в этом году выпадает не мало, а по области его разумеется никто не чистит и с каждыми выходными из-за отсутствия лыж мы тонем в нем все сильнее.
Так уж выходит, что в наших походах заброшенное преобладает. Это не значит, что все остальное нам не интересно, это сложно объяснить, поэтому я считаю это стечением обстоятельств. Маршруты в теории и на бумаге прокладываются много длиннее, но зима и сугробы вносят свои коррективы. И там где неделю назад мы шли по колено в сугробах, сегодня местами уже почти по пояс.
Любой поход это опыт. Неудачный поход двойной опыт. Поэтому все они имеют свою ценность. Они заставляют развиваться, делать работу над ошибками и мыслить нестандартно в разных условиях и ситуациях. В это раз маршрут прокладывался по трем точкам. Две церкви и урочище (бывший населенный пункт) Однако добраться до большинства объектов так и не получилось.
День не задался сразу по причине того, что забыл дома паспорт, а на междугороднем направлении он необходим для покупки билета. Но эту проблему удалось решить и мы прибыли на первую отправную точку-поселок Подозерский, далее передвижение по маршруту уже проходило в пешем порядке.
Никогда не понимал, почему поселок назвали именно так, если учесть что там нет ни одного озера. Поселок этот возник на месте бывших торфоразработок и все что его окружает это бесчисленное множество копанных карьеров.
Путь стараемся прокладывать в основной массе по второстепенным дорогам. В условиях зимы это увеличивает километраж, но значительно облегчает передвижение, тем более, что поля и леса на маршруте и так попадаются регулярно и их приходится пересекать снижая скорость практически до ноля.
К тому же существует еще ряд проблем, которые зимой особенно актуальны. Второстепенные дороги заметает так, что найти их не так просто. С учетом вырубок леса бумажные карты тоже часто не соответствуют действительности и выручает спутниковая картография, но сеть и интернет за городом есть далеко не всегда..
В Гробищево расположен не один храм а целый храмовый комплекс. Зачастую это несколько церквей окруженных оградой иногда встречаются комплексы с доп. строениями такими как церковно-приходская школа или что-то еще.
Одна из церквей - Покровская была построена в 1792 году. Вторая Михайловская была выстроена 1771. Так же сохранилась колокольня. К сожалению лестница на колокольню не сохранилась. Ранее здесь располагалась церковь великого чудотворца Николы, но была ветха, и на ее месте были выстроены две новые.
Размеры храмового комплекса впечатляют, видимо прихожан было не мало. Церковь Покрова - отличный пример типичного для местной традиции храма конца 18 в. в стиле раннего классицизма.
На западной стене сохранилась клеевая живопись - интересный образец росписи 1-й трети 19 века в стиле барокко. Состояние этих росписей оставляет желать лучшего и многие из них имеют лишь очертания изображений.
Попутно с фотографиями комплекса так же расскажу о перипетиях случившихся по ходу движения. За ночь выпало столько снега, что дорога которую периодически чистят оказалось занесена и по ней быстрее было бы ползти, более того по закону подлости дойдя до Гробищево нас догнал трактор который вычищал дорогу и пройди мы по ней позже на час или два путь был бы менее энергозатратным.
Все потому же закону подлости трактор дойдя до Гробищево не стал чистить дорогу дальше, а просто ушел на разворот, оставив в нашем распоряжении очередную порцию сугробов и наметенного снега. От нас. пункта Гробищево расходятся три дороги, но это по картам, в реальности их просто нет, вокруг белая целина и где эти самые дороги никому не известно -поэтому направление выбирается приблизительно туда.
Скорость начинает падать идти тяжело и ощущение времени теряется, потому что теоретически ты как бы идешь вперед, но на столько медленно, что по факту лишь топчешься на месте. Все расчеты пути становятся приблизительными так как зачастую бывает так, что можно и за день пройти больше тридцатки, а бывает и такое, что на два три километра пути убивается весь световой день.
И в этом нужно понимать некую специфику. В мире полно организованных маршрутов и организованных туристических троп, таких где даже искать ориентиры без надобности, ты просто идешь по натоптанной с таким туристическим трафиком, что регулярно встречаешь таких же как ты любителей пешего хода с баулом за спиной. Здесь же все происходит иначе.
Забегая вперед скажу что от маршрута мы ушли. Плохо это или хорошо, сказать трудно, потому что в сложившейся на тот момент ситуации мы просто не смогли преодолеть запланированный путь за отведенное нам время. Зайдя в очередной населенный пункт Таганово которое местные переименовали в "Стаканово" повстречали единственного его жителя. Он очень удивился увидев группу людей пересекающих поле. Товарищ оказался очень колоритным в порванной балоневой куртке перевязанной какими то веревками, на лыжах причем одно из креплений было оторвано и он умудрился смастерить его из проволоки -( видимо из того что было) Дальше хуже, часть одной из лыж была обита кровельным ржавым железом.
Со зрением у мужика тоже было не очень, огромные очки в массивной оправе одна из дужек перемотана изолентой, усы родом из 80-х -этакий персонаж из прошлого затерянный в Российской глубинке. Для него появление людей безусловно стало событием. И путешествуя такими маршрутами по глухим деревням страны советую вам иметь с собой лишнюю буханку хлеба, табак или что то еще, ведь это не город где до магазина рукой подать, а подобное подношение обычно располагает к нормальной беседе.
Примерно рассказав местному о цели и маршруте узнали что мы сбились с пути не дойдя до следующей точки порядка трех километров, что туда попасть можно либо на лыжах, либо на снегоходе. Времени на преодоление этой трешки у нас уже не было, так как мы были привязаны к маршрутному транспорту, на который мы впоследствии все таки опоздали.
Пейзажи вокруг вы видите сами ничего кроме кустов редколесья и борщевика который единственно был сухим. В полях сушняк найти очень непросто, поэтому пришлось кипятить чайник и греть еду на борщевике и это весьма увлекательное занятие с учетом того что он очень быстро прогорает. В Подозерский вышли опоздав на автобус всего на 10 минут, а следующий по расписанию был только через четыре часа. Дабы не ждать протащились еще пару км до Ярославской трассы поймав междугородний автобус.
В целом не смотря на все неудачи, любой поход даже самый паршивый лучше чем бесконечная работа и дом. Конечно же можно расстраиваться, о том, что посетили далеко не все то что планировалось, но в уныние лучше не впадать ведь этот маршрут можно повторить и добиться большего. С вами был канал о туризме и про туризм. Подписывайтесь. Добра и добрых вам походов.