Сегодня ОАО «РЖД» представлено более чем в 40 странах, на всех континентах, за исключением Австралии и само-собой Антарктиды. В 2019 году за рубежом холдинг заработал почти 500 млрд руб., что составило пятую часть от общих доходов.
Прибыль компании приносит и реализация инфраструктурных проектов за пределами России, чем занимается в основном «дочка» корпорации — «РЖД Интернешнл». Один из последних — строительство скоростной железнодорожной магистрали в Сербии на участке Стара Пазова — Нови Сад, который станет частью маршрута Белград — Будапешт.
Стороны достигли договоренностей и заключили соответствующий контракт в декабре 2013-го; в следующие годы был подписан ряд новых и дополнительных соглашений, первое — в марте 2014-го.
На указанном участке российская компания взялась за реконструкцию 44 км железной дороги и строительство второго нового пути такой же протяженности. После завершения работ поезда будут разгоняться на этом маршруте до 200 км/ч. Ранее вагоны двигались со скоростью около 40-45 км/ч; саму дорогу построили еще в конце позапрошлого столетия. Ширина колеи — 1 435 мм. Работы от сербской столицы до Стара Пазовы осуществляет китайская компания.
Проект также предполагает строительство двух параллельных тоннелей протяженностью по 1,1 км каждый, виадука (около 3 км), примерно 20 путепроводов и мостов разной длины, 36 водопропускных труб и двух галерей; возведение одной новой и реконструкцию действующих станций.
В 2015 году в Москве, когда российскую столицу посещал с официальным визитом будущий президент, а тогда сербский премьер Александр Вучич, было подписано очередное дополнительное соглашение, согласно которому РЖД возьмется и за разработку проекта единого диспетчерского центра.
К работам на объекте российская компания приступила весной 2018-го, задействовав более 110 единиц спецтехники, включая два укладочных комплекса УК-25/18. Строительство началось со стороны Стара Пазовы. Параллельно велись работы у села Чортановци, находящегося примерно посередине строящейся линии.
В этом месте осуществлялась проходка двух тоннелей шириной по 8 м. Протяженность левого тоннеля — 1 150 м, правый на 60 м короче. Проходку последнего закончили в начале апреля 2020-го, а спустя два месяца завершили этот этап работ и на втором тоннеле.
Для сокращения сроков строительства работы велись круглосуточно, одновременно с двух сторон. Проект предусматривает выемку порядка 300 тыс. куб. м грунта и укладку свыше 170 тыс. кубометров бетона. Проходку осуществляли с применением защитного экрана, что исключало возможные обрушения грунта на отдельных участках. Всего задействовали около 70 единиц техники.
В настоящее время заканчивается возведение трехкилометрового виадука, состоящего из шести частей — 103 опоры, 118 пролетных строений; высота отдельных опор составляет почти 25 м. Устроено 1 450 свай диаметром около 1,5 м, уходящих в глубину до 30 м. Объект расположен на склоне, из-за чего пришлось строить два десятка дополнительных защитных конструкций. Стоимость проектов виадука и тоннелей составила около $260 млн.
Также продолжаются работы и на других объектах. В конце прошлого года было подписано очередное дополнительное соглашение, в рамках которого предусмотрено благоустройство станционных территорий. В январе 2021-го началась реконструкция железнодорожного вокзала в Инджии, построенного еще в 1883 году.
Строительную площадку неоднократно посещали чиновники разного ранга, включая премьер-министра Сербии. Все они отмечали высокое качество работ, производимых российскими специалистами с применением современных методов и технологий.
В начале февраля текущего года сербский президент Александр Вучич во время телефонного разговора с российским коллегой Владимиром Путиным обсуждал в частности и текущие совместные проекты, дав им положительную оценку.
Ранее глава Республики Сербия заявлял, что, благодаря РЖД, в стране строится будущее, которое останется в истории. Он подчеркнул, что после сдачи объекта в эксплуатацию добраться из Белграда в Вену можно будет всего за четыре часа, а это быстрее, чем на самолете. Несмотря на непростой 2020-ый, строительство скоростной линии и сопутствующей инфраструктуры проходит в рамках установленных сроков.
Полностью завершить объект планируется к концу 2021-го. В общей сложности РЖД с сербской стороной заключили контрактов на строительство и модернизацию железнодорожной инфраструктуры на сумму в пределах $1 млрд.
Читайте: Белкомур: давний крупный проект РФ за 250 млрд руб. может возобновиться в ближайшее время