Что означает, «объяснить на пальцах»?
– это значит растолковать кому-либо, что-либо просто и доступно.
фразеологизм
Многие футурологи в части развития и обучения людей (как в организациях, так и за ее пределами) предрекают коучингу долгую жизнь. Есть мнение, что в будущем, чтобы быстро подстраиваться под изменяющуюся реальность каждому нужен будет свой коуч.
Давайте разберемся с тем, что такое коучинг, откуда он и как "работает" и объясним это "на пальцах".
Одно определение коучинга.
Такое определение коучингу дает ICF ( Международная Федерация Коучинга ).
На самом деле мы немного лукавим. Определений коучинга больше, чем одно. Каждая ассоциация или федерация, гуру или тренер по коучингу предложит вам свое видение. Но во всех предложенных вариантах вы точно найдете несколько общих черт:
- коучинг – это процесс, ведущий к результату,
- коучинг направлен на достижение целей человека,
- коучинг – это про потенциал и возможности.
Мы не будем оспаривать ни одно из формулировок коучинга , просто эта нравится нам больше остальных.
Термин « коучинг » был введен в бизнес и менеджмент в начале 90-х годов 20 века. Дословно на русский язык его можно перевести как «наставлять, подготавливать, тренировать». Но на самом деле понятие « коучинг» включает в себя нечто большее. Это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни.
Сделаем примечание о том, что кочинг бывает индивидуальный и командный. В данном случае речь идет об индивидуальной работе, где участие принимают два человека.
Один из них Коуч . Он ведет сессию, создает условия для раскрытия потенциала и поиска возможностей, используя главный инструмент коучинга – вопросы. Второй – Клиент. Это человек, который обратился к коучу за решением сложной задачи, проблемы или другими целями.
В командном коучинге ролей так же будет две, но исполнять их будут большее количество людей.
Эти люди внесли значительный вклад в основание и развитии коучинга в масштабе целого мира.
Есть и другие известные персоны, которые внесли свою лепту в развитие этого инструмента, но эти трое, если можно так сказать, «отцы основатели» коучинга.
Тимоти Голви считают создателем коучинга.
В 1974 году он издал книгу «Внутренняя игра в теннис», в которой впервые описал свое видение тренерской работы (КОУЧИНГА). Книга стала международным бестселлером. Впоследствии он издал еще несколько книг, описывающих применение метода «внутренней игры» в разных видах спорта и бизнесе.
Тимоти Голви основал консалтинговую компанию « The InnerGame », применяющую коучинг , основанный на предложенном им методе, в различных сферах жизни и деятельности.
Основная идея. Согласно формулировке Голви , «противник в голове гораздо опаснее соперника по ту сторону <сетки>». Задача тренера или коуча — помочь игроку устранить или смягчить внутренние препятствия. В результате проявится природная способность человека учиться и добиваться эффективности. Цель «внутренней игры» — уменьшить любое вмешательство в раскрытие и воплощение полного потенциала человека" (с).
Можно сказать, что Томас Леонард создатель лайфкоучинга .
В начале своей карьеры он работал финансовым консультантом. С конца 80-х годов Томас Дж. Леонард профессионально занимался коучингом и подготовкой коучей .
В 1992 году он основал Университет коучей ( CoachUniversity - www.coachu.com), который является лидером в подготовке коучей в 38 странах.
В 1994 году основал Международную Федерацию коучей ( InternationalCoachFederation - ICF ) - ассоциацию профессиональных коучей с 130 представительствами по всему миру.
Основная идея. " Коучинг не делает больных людей здоровыми... он помогает здоровым людям стать выдающимися«(с).
Джон Уитмор известен как специалист по лидерству и коучингу . Он сотрудничал с крупными международными корпорациями, вел многочисленные тренинги, за разработку и эффективность проведения которых получил звание бизнес тренера №1.
Именно Джон Уитмор с помощью Дэвида Хемери и Дэвида Вайтакера создал компанию « PerformanceConsultants », которая стала первой среди образовательных организаций, предлагающих экспериментальное обучение и коучинг .
Основная идея. «Обратившись к спорту, откуда коучинг ведет свои истоки, мы видим, что прямой противоположностью коучингу является традиционная тренерская работа. Традиционно тренер дает спортсменам инструкции, как надо делать то или иное упражнение, как нужно управлять своим телом, показывает пример на себе. Коуч же создает возможность спортсмену самому приспособиться к выполнению упражнения наилучшим образом. Он просто задает вопрос: «Как вы думаете, что может позволить вам плыть быстрее?»(с).
Есть как минимум четыре вещи, без которых коучинговая сессия, будет малоэффективной, а может и вовсе обречена на провал.
1. Раппорт. Это необходимое условие встречи. Коуч может оказаться более эффективным, даже если конкретно по модели не действует. Но в коучнге без установления контакта, эффективность результата будет сильно снижена.
2. Реальность. Чаще всего в процессе коучингового взаимодействия максимум времени уходит именно на прояснение реальности. Контакт присутствует фоном: мы его устанавливаем и поддерживаем.
Прежде всего надо разобрать, каково поведение клиента сейчас, каким оно должно быть, исходя из того, что требует окружающая среда, и что нужно для перехода от одного к другому.
Проясняя ситуацию, коучу важно выяснить все детали обсуждаемой цели: причины, мотивацию, стремления, роль клиента процессе достижения цели, отношения к достигаемой цели и текущей ситуации, возможности и лучшие варианты и т.д.
3. Ответственность. Признаки обязательства: наличие действенного плана, энергий, принятие на себя расходов и последствий, соответствие ценностям, готовность к тому, чтобы подключить других к процессу.
На это все клиента нужно вдохновить, но не подталкивать. Концентрироваться нужно на контакте и прояснении ситуации, рассчитывая, что обязательства последуют сами собой. В этом случае клиент не чувствует давления и будет естественным образом приходить к обязательствам сам за исключением того случая, когда он понимает, но сам по себе очень не решительный.
Если для коуча не очевидно, что клиент взял на себя ответственность, он может проверить свои предположения спросив «Вы знаете, что вам нужно сделать на основе всего выше сказанного?» или «Что будет если вы не сделаете этого?» или «Что будет если вы выполните это?» . Важно помнить, коуч несет ответственность за процесс, а клиент – за результат.
4. Баланс. Фрустрацией называют психологическое состояние человека, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.
В процессе сессии чтобы вызвать энергию клиента, коуч может потребоваться смоделировать у клиента опасные последствия его бездействий ( фрустрировать ) или поддержать клиента эмоционально ни к чему конкретно не подталкивая. Подразумевается, что между поддержкой и фрустрацией должен быть баланс. Не должно одно преобладать над другим.
Самый известный инструмент коучинга – модель GROW . Это последовательность вопросов, которая позволяет и раскрыть потенциал человека, и найти решение, и вдохновить на реализацию, и максимизировать личные ресурсы.
Чтобы проще запомнить последовательность, можно представить, что все вопросы умещаются на вашей ладони. Каждый палец – это направление вопросов. Начинающим коучам может пригодиться.
Взгляните на свою ладонь! Пять пальцев: 4 пальца стоят рядом, 1 палец находится отдельно.
Большой палец обособлен от всех других! Но без большого пальца невозможно осуществить функцию хватания и долгого удерживания предмета.
Модель GROW – это 4 элемента коучинговой беседы, но без запроса клиента, без определения темы коучинга , достижение результата на 100% невозможно.
Тема – это то, что позволяет захватывать и удерживать фокус внимания на протяжении всего процесса.
Большой палец на руке – Запрос клиента/Тема сессии.
Указательный палец чаще всего используют для того чтобы показать направление.
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» писал Сенека.
В модели GROW указывают путь вопросы о цели. Коуч спрашивает клиента «Куда вы хотите прийти?». Клиент указывает пальцем и говорит «Туда!». Указательный палец – это цель сессии.
Средний палец на руке назван в соответствии со своим положением и он самый большой . Этап прояснение реальности – это середина беседы и самая большая информационная часть встречи коуча с клиентом .
Нужно задать как можно больше вопросов о том, что происходит сейчас, что было раньше, кто в окружении и так далее. Реальность помогает выстроить «мост» к следующему шагу - возможностям.
Легенды многих народов гласят, что безымянный палец или «перстневой» ведет к самому сердцу. Некоторые утверждают, что его длинна свидетельствует об успешности человека. От того, какие возможности будут найдены этом этапе, будет зависеть успех достижения цели, так сказать «чем сердце успокоится».
Мизинец – самый маленький палец на руке. В коучинге этап планирования, так же не самый большой этап. Однако без мизинца рука не функционирует как положен. Так и без плана возможности останутся красивыми мечтами.
Пять пальцев - пять направлений вопросов, которые легко вспомнить, посмотрев на свою ладонь.
Конечно же, это не вся история куочинга и не все его инструменты. Еще много чего можно рассказать об этом процессе. Но хочется верить, что сейчас у вас в голове есть представление о том, что это и как это. все просто и "на пальцах".
Иллюстрации Михаила Захарова.