Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

Три пропущенных. Три необычных хоррора 2018

Психиатрическая больница Конджиам

shot from "Gonjiam: Haunted Asylum/2018/Beom-sik Jeong/Источник - heavenofhorror.com
shot from "Gonjiam: Haunted Asylum/2018/Beom-sik Jeong/Источник - heavenofhorror.com

Кинодеятели не перестают изобретать всё новые способы рассказать историю. Впрочем, новых способов за последние годы практически не изобрели, как и историй - всё можно типологизировать и разбить на составляющие. Зато можно всячески сочетать приёмы сторителлинга и разнообразные сюжеты, получая вполне интересный результат.

Таким путём и пошли авторы нового хоррора из Южной Кореи с говорящим названием "Психиатрическая больница Конджиам". Вообще, корейский кинематограф в последнее (и не только в последнее) время радует весьма удачными крепкими проектами - фильмы, созданные в нишевых категориях не то что расшатывают устои и устраивают переворот в жанре, просто получаются самобытными, атмосферными и несут пару-тройку оригинальных решений, которых вполне достаточно, чтобы посмотреть на известную тему несколько под другим углом. Так получилось с зомби-хоррором "Выжить", фильмом про экзорцизм "Преображение" и недурным крепким триллером "Звонок из прошлого" (ссылки в конце статьи).

Авторы "Конджиама" взяли историю про дом с привидениями и решили подать её в жанре мокьюментари, при чём в очень нишевом виде - в формате видеоблога. То есть, причина того, что мы смотрим на всё происходящее глазами участников событий (и никак больше) - в том, что главный герой - амбициозный юный блогер, творящий в тематике "мистика и сверхъестественное" - отправляется на съемки очередного выпуска своего шоу, и выбирает для этого одно из самых одиозных мистических мест с репутацией "дома с призраками".

Ещё один важный козырь авторов - место, о котором идёт речь в фильме, вполне реальное. Если история о ведьме из Блэр была выдуманной, то Конджиам - реально существующая не действующая психиатрическая больница в Южной Корее, о которой ходило и ходит немало слухов. Для жанра псевдодокументалистии такая находка - просто бриллиант. Чем больше у зрителя шансов поверить в реальность происходящего, тем лучше.

Итак, главный герой и его помощники, занимающиеся технической стороной дела, набирают добровольцев, которые и станут ведущими выпуска, и отправляются в загадочное место. Там ребята разбивают палатку неподалеку от территории больницы, обустраивают "штаб", откуда будет управляться трансляция, и герой остаётся на роли режиссера, пока ребята вместе с техниками, увешенные камерами и вооруженные датчиками движения и прочим инвентарем, отправляются внутрь.

Ну а там - там их ждут пугающие открытия, и поначалу всё идёт по вполне ожидаемому "плану", но это длится недолго. Ребята разделяются на группы, каждой группе достаются разные задания от "режиссера", они рассказывают о разных этажах и комнатах, а апофеозом всего этого должен стать взлом двери загадочной комнаты 402, в которой, по слухам некогда случился инцидент массового самоубийства пациентов. Однако, задолго до этого ребят начинают преследовать странные вещи - и далеко не всё это является частью постановки.

Авторы не упустили шанс сделать крепкий хоррор, имея такие выгодные вводные данные, как реальность места и формат блога. Каждый кадр фильма вписывается в органику жанра, никаких "общих планов" и кадров с непонятно откуда взявшейся камеры. Всё честно и чётко продумано - герой-блогер даёт задания и руководит включениями, поэтому мы видим события с разных этажей. Когда герои ссорятся, кто-то решает сбежать, мы видим кадры с камер этих заблудившихся людей. Когда сам режиссёр вынужден бежать в здание, прихватив с собой дрона, мы видим кадры с его налобной камеры и того самого дрона. Всё это создаёт правильный эффект присутствия, верно играет на атмосферу и на раскрытие персонажей. У героев нет каких-то особых драматических историй за спиной, но они здесь и не нужны.

В плане методов устрашения - авторы постарались сделать их наиболее разнообразными. Здесь есть и скримеры, и классические атрибуты фильма о призраках, и странные жуткие "путешествия предметов" и, конечно, моменты с "хождением по кругу", всё это приправлено жуткой сценой с обезумевшей девушкой и странным существом в той самой комнате.

Как итог, мы получаем хороший крепкий фильм ужасов, не только подающий историю в классической теме в современном формате, но и удачно комбинирующий различные методы запугивания зрителя, органично вписанные в мокьюментари-канву, которая сама по себе уже отлично срабатывает на саспенс и атмосферу. Единственное, что тут может отпугнуть - это формат блога, как таковой со всеми его типовыми фенечками, мозгу сложно воспринимать такое, как художественный фильм. Но если обвыкнуться, впоследствии понимаешь, что выбор авторов был вполне оправдан.

Дверь дьявола

shot from "The Devil's Doorway"/2018/Aislinn Clarke/23ten/Источник - imdb.com
shot from "The Devil's Doorway"/2018/Aislinn Clarke/23ten/Источник - imdb.com

Этот фильм, вернее обзор на него, пролежал какое-то время в закоулках подсознания, будто под стать самому фильму - "Дверь дьявола" снят в формате найденной пленки. И если предыдущий фильм пугает интересными и разнообразными находками, то эта картина воздействует совсем по-другому. В "Конджиаме" авторам удалось "снабдить" персонажей таким мощным техническим оснащением, что в плане смены кадров и ракурсов никаких проблем не было - это дало возможность и даже необходимость создавать разнообразные интересные визуальные решения и пугалки, но при этом авторы сохранили эффект вовлеченности, характерный для мокьюментари.

В "Двери дьявола" никакие эффекты особо не пригодились бы, да бюджет фильма на это явно и не был рассчитан - так что авторы сделали верный ход - старая простая видеокамера, съёмка с руки, постоянно мигающий накамерный свет, у которого подсаживается аккумулятор (да и сама история не подразумевает использования каких-нибудь современных камер). С одной стороны, это дало более клаустрофобный эффект, который неплохо сыграл на руку. С другой, набор скримеров и пугающих моментов получился несколько чересчур бедным и клишированным.

shot from "The Devil's Doorway"/2018/Aislinn Clarke/23ten/Источник - rmz.cr
shot from "The Devil's Doorway"/2018/Aislinn Clarke/23ten/Источник - rmz.cr

Все решения под стать истории - два священника в начале 60-х отправляются в Ирландский монастырь с миссией запечатлеть кадры происходящих там чудес. Но монастырь это необычный, это один из так называемых "приютов Магдалины" - это реально существовавшая сеть приютов для "падших", психически нездоровых и подвергшихся насилию женщин. Если почитать несколько заметок, освещающих историю этих приютов, становится не по себе, ведь тогда слоган фильма, гласящий "это не просто найденная пленка, это кадры событий, которые долго не позволялось разглашать", не выглядит топорной спекуляцией. В начале фильма есть заметка о реальной подоплеке истории, но она как-то не убеждает зрителя, и кажется, что сюжетная канва целиком выдумана. В общем, авторам не удалось грамотно подойти к теме, а жаль.

В целом, два центровых персонажа истории имеют достаточно разные характеры, поэтому за их диалогами и рассуждениями о вере и жизни вообще наблюдать довольно интересно. Основная нагрузка ложится на отца Томаса, чью роль исполнил Лалор Роди, который отметился в том же 2018 году ролью в фильме "Не выходи из дома" (ссылка в конце статьи), и надо сказать, актёр неплохо справляется с этой нагрузкой, благодаря харизме и необычным внешним данным, идеально подходящим для подобных персонажей.

Приехав в приют, герои сталкиваются с рядом странных событий, и вскоре узнают, что в подвале приюта удерживают девушку, которую считают воплощением зла (тоже вполне стандартный ход, подобная тема была в фильме "Явление", о котором писали недавно, и в "Я запер дьявола"). Конечно, далее мы будем пытаться понять, действительно ли с этой девушкой что-то не так, а главные герои тем временем найдут жуткие ходы и катакомбы под зданием приюта. Здесь фильм становится максимально клаустрофобичным и душным - кадры действительно похожи на реальные съемки, и у авторов были все шансы напугать нас, но они не использовали их на все сто.

В катакомбах герой Роди говорит несколько странных вещей, которые тоже настраивают на интересный твист, но почему-то его не случается. Таким образом, фильм, несмотря на небольшой бюджет и скромные визуальные решения, имел неплохие шансы стать отличным ужастиком с неплохой базой для размышлений на вечные темы, к тому же имеющий в основе реальную событийную канву. Однако, конфликт убеждений персонажей не дожат, казалось бы лежащие на поверхности интересные твисты не случились, и фильм пошёл на поводу у тематики, впитав много клише. Тем не менее, "Дверь дьявола" нельзя назвать безынтересным фильмом - техническое решение с одной любительской камерой позволило создать всё же напряженную и мрачную атмосферу с неплохими жуткими сценами, и центровой персонаж в исполнении Лалора Роди вышел достаточно колоритным.

Париж. Город зомби

shot from "The Night Eats the World"/2018/Dominique Rocher/Haut et Court, Canal+, Ciné+/Источник - kinopoisk.ru
shot from "The Night Eats the World"/2018/Dominique Rocher/Haut et Court, Canal+, Ciné+/Источник - kinopoisk.ru

Пока западные кинематографисты создают интересные успешные франшизы, меняющие облик жанра - будь то Джемс Ван с "Пилой" и "Заклятием" или Красински с "Тихим местом" - у нас бал создания франшиз правят... ребята из проката. В самом деле, эти люди неустанно трудятся, прикручивая проходные фильмы к известным франшизам. Так "Хост" становится "Астралом. Онлайн", "Следуй за мной" "пришивают" к достаточно успешной франшизе "Клаустрофобы", а "Одичалый" вообще кивает в сторону успешной истории о вампирах и оборотнях, получив в прокате имя "Сага о чудовище. Сумерки".

Проблема в том, что порой такие трюки работают в обратную сторону - отвращают аудиторию от фильма, заставляя думать, что это очередной неудачный спин-офф или проходная серия надоевшей франшизы. Такой линейки фильмов, которая начиналась бы со слова "Париж" нету в принципе - её целиком тут придумали. И если первый случай был более менее оправдан, когда туманное название "Как вверху так и внизу" перевели как "Париж. Город мертвых", то нестандартный фильм о зомби-апокалипсисе, который не имеет никакого отношения к хоррору о парижских катакомбах, имеет вполне годное для жанра название "Ночь, которая съела мир". Но переводчики, видимо, посчитали, что публика пойдет на узнаваемое название.

Стоит сразу сказать, что из трёх жанров, указанных в описании фильма "Ночь, которая съела мир" фильм более всего принадлежит жанру драмы. И тут снова есть о чём пожалеть - позиционируемый как хоррор фильм, видимо, разочаровывает публику, пришедшую на слешер, и будто не способную разглядеть ничего, кроме отсутствия слешера. Но спешу успокоить - хоррор-составляющая в фильме всё же есть. Потому что есть зомби.

Главный герой - музыкант Сэм - приходит на вечеринку к своей бывшей девушке, чтобы забрать кое-какие вещи, однако, так выходит, что он вырубается в кресле в одной из комнат. Проснувшись, Сэм обнаруживает неприятный бардак, несколько более ужасный, чем типовая разруха после вечеринки - кроме того, кругом на стенах красные пятна, больше напоминающие кровь, чем неудачный эксперимент по скоростному поливу хот-догов кетчупом. Скоро опасения Сэма подтверждаются - достаточно выглянуть на улицу, чтобы понять, что Париж, и - кто знает - может, и весь мир уже не будет прежним. Кругом бродят толпы зомби без определенных занятий - у зомби среди других важных навыков пропадает навык стратегического мышления, и они совсем не экономят, так что все давно друг друга перекусали, и просто существуют в том пространстве, где их настигла неприятная трансформация. В общем, как бы ни хвастали тусовщики, эта вечеринка действительно получилась отрывной - одна ночь буквально сожрала мир.

Сэм принимает эту весть довольно стоически, он вообще предстаёт достаточно нордическим и несколько социофобным - черты характера героя раскрываются нам в весьма специфичной ситуации - обычно это происходит через общение, здесь же общаться не с кем. И тем не менее, Сэм получился не плоским персонажем.

Поначалу Сэм понимает, что бежать куда-либо - абсолютно провальное мероприятие. Так что он как можно тщательнее проверяет дом на нежелательных соседей, баррикадирует двери, находит ключи от других квартир, собирает провиант и так далее. На этом этапе фильм напоминает ресурсную стратегию, и это круто - редко увидишь такие механики робинзониады в кино, а они весьма увлекательны.

Потом Сэм просто живёт. Он находит ударную установку, стучит под музыку, бегает по просторным квартирам по утрам, прослушивает старые записи на кассетах, где он будучи ребенком сочиняет музыку и общается с родителями, кроме того Сэму немного "повезло" - в лифте застрял один зомби, в котором герой узнал жильца дома Альфреда, и Сэм порой общается с ним, насколько это возможно. Из всего этого складывается понимание персонажа, его некоторая нелюдимость и отрешенность, любовь к личному пространству, что характерно для любого творческого человека. Через это мы понимаем и вероятную причину расставания с девушкой, закатывающей шумные вечеринки - это круто, что никаких флешбэков не нужно, характер раскрывается, как на ладони.

Сэм будто просто получает карт-бланш - он живёт так, как ему хочется, он занимается созданием завораживающих музыкальных инсталляций, однако, даже ему тяжело даётся дефицит общения. Рано или поздно, это начало бы сводить с ума любого - но в какой момент грань пройдена? С этим здесь связан твист, и он весьма недурной.

Одной ночь в доме Сэма появляется симпатичная девушка, которой Сэм, испугавшись, стреляет в живот, услышав шум за дверью. После того, как Сэму удаётся выходить Сару, она начинает раскачивать лодку, убеждая его, что необходимо двигаться дальше и искать других выживших. Но Сэму это не по душе - для него сложился идеальный расклад, когда в его маленьком устроенном мире появилась ещё и очаровательная девушка. Тут происходит конфликт, впрочем, только посмотрев, вы поймёте его истинную суть.

Если честно - я горячо рекомендую посмотреть этот фильм, но советую не настраиваться на типовой хоррор. Фильм похож на упомянутый уже здесь "Выжить", но по больше части лишь внешне похож. В "Ночи, съевшей мир" больше драмы, чем фильма ужасов - зомби лишь создают нужную для раскрытия персонажа канву, являясь чем-то вроде декорации с эффектом воздействия на героя. Персонаж интересный, и за ним и его выживанием наедине с собой интересно наблюдать, ловя себя на мысли, что авторы весьма аллегорично раскрыли темы одиночества в толпе, социофобии, сложности творческой натуры, которая, порой отгораживаясь ото всех, помещает себя в вакуум, из которого не выбраться. Ведь для того, чтобы быть одиноким, не нужен никакой зомби-апокалипсис, верно?

Обещанные ссылки на упомянутые фильмы:

Обзор корейского зомби-хоррора "Выжить" тут по соседству с ещё парой интересных триллеров

О фильме "Преображение" - занятном корейском хорроре об экзорцизме

Добротный классический триллер "Звонок из прошлого" также производства Южной Кореи

Ещё почитать хорошие подборки:

Целых три поста с фильмами, рекомендуемыми самим Стивеном Кингом - первая, вторая, третья часть

Для интересующихся российским кино в жанре хоррор - разбор фильмов за 2020 - тут и тут

Три странных атмосферных триллера 2020