Найти в Дзене
Советское Кино и не только

"Музыкальная история" (1940) - фильм-легенда

Фильм "Музыкальная история" - легендарен. Кто его видел (или, хотя бы, слышал про него) - знает почему. А тем, кто не знает, я, конечно, скажу :) Легендарен он потому, что главную мужскую роль в нём играет Сергей Лемешев, а главную женскую - Зоя Федорова.

Собственно, на этом можно остановиться и дальше не рассказывать ) Но это ж тогда не я буду, если я не расскажу о том, что мне в фильме показалось особенно вкусным )

Говорков (Сергей Лемешев), кадр из фильма "Музыкальная история" (1940)
Говорков (Сергей Лемешев), кадр из фильма "Музыкальная история" (1940)

Сюжет "Музыкальной истории", собственно, являет собой стандартный шаблон истории о таланте из народа, который нашел путь к публике и славе. Простой паренек Петя Говорков работает таксистом. Он одарен от природы, имеет потрясающий голос, поет в самодеятельности.

Македонский (Николай Коновалов) и Говорков (Сергей Лемешев), кадр из фильма "Музыкальная история" (1940)
Македонский (Николай Коновалов) и Говорков (Сергей Лемешев), кадр из фильма "Музыкальная история" (1940)

Однажды после концерта Говорков случайно знакомится с ветераном оперной сцены Македонским - и тот, очарованный талантом юноши, предлагает помощь. Петя занимается с Македонским, наращивает опыт.

Конечно, есть девушка (Зоя Федорова), в которую влюблен герой. И есть враг-соперник Фёдор (Эраст Гарин), строящий козни.

Но шаблон сценария - это только шаблон. Будет ли успешен фильм, зависит и от сценариста, который сумеет или не сумеет грамотно выписать различные сюжетные ответвления, и от режиссера, который сумеет или не сумеет осуществить постановку, наполнив сценарий жизнью, и от актеров, которые сумеют или не сумеют наполнить жизнью персонажей.

Клава Белкина (Зоя Фёдорова) и Фёдор Тараканов (Эраст Гарин), кадр из фильма "Музыкальная история" (1940)
Клава Белкина (Зоя Фёдорова) и Фёдор Тараканов (Эраст Гарин), кадр из фильма "Музыкальная история" (1940)

В "Музыкальной истории" всё сошлось. Серьезная оперная музыка (которой, конечно же, много) отлично сочетается с юмористическими бытовыми зарисовками и персонажами. Надо отдать должное - все актеры, включая занятых только в эпизодах, сыграли на пять. И сами эпизоды чудо как хороши. Любителям исторических бытовых картинок тоже есть что поразглядывать - интерьеры не схематичные, а очень даже жилые. Ну и Ленинград :)

Кадр из фильма "Музыкальная история" (1940)
Кадр из фильма "Музыкальная история" (1940)

Очень любопытная деталь - счётчик в машине (такси) Пети Говоркова

Кадр из фильма "Музыкальная история" (1940)
Кадр из фильма "Музыкальная история" (1940)

Но вот что меня удивило, цитирую по Федору Раззакову:

Лидером проката в 1940-м году стала военно-патриотическая лента «Истребители» Эдуарда Пенцлина, которая собрала 27 миллионов 100 тысяч зрителей. Среди других кассовых хитов кинопроката-40 значились следующие ленты: комедия «Аринка» Юрия Музыканта и Надежды Кошеверовой (22 миллиона 900 тысяч), фильм-сказка «Василиса Прекрасная» Александра Роу (19 миллионов 200 тысяч), мелодрама «Моя любовь» Владимира Корш-Саблина (19 миллионов 200 тысяч), фильм о шахтерах «Большая жизнь» Леонида Лукова (18 миллионов 600 тысяч), комедия «Музыкальная история» Александра Ивановского и Герберта Раппапорта (17 миллионов 900 тысяч), комедия «Подкидыш» Татьяны Лукашевич (16 миллионов 900 тысяч), военно-патриотическая лента «Моряки» Владимира Брауна (14 миллионов 800 тысяч), патриотическая киноповесть «Член правительства» Александра Зархи и Иосифа Хейфица (14 миллионов 400 тысяч)

Почти 18 миллионов зрителей для 1940-го года - это много, очень много. А теперь я задам вопрос - а вы представляете себе современный фильм с оперным артистом в главной роли (и чтоб треть фильма - арии из опер)? Классических, "Фантом оперы" и и же с ним не считаются :) Ну а если представляете, то как думаете - он станет номером 6 самых посещаемых фильмов года?

Говорков (Сергей Лемешев), кадр из фильма "Музыкальная история" (1940)
Говорков (Сергей Лемешев), кадр из фильма "Музыкальная история" (1940)

Ой, сомневааааюсь. Даже не только сейчас, но и в 70-е, и тем паче в 80-е.

И тогда я спрашиваю себя - а кто более культурен... современные поколения? Или те предвоенные люди, только вчера вышедшие из деревни и тянувшиеся именно к классическому искусству? Кстати, ведь и известное нам фанатство началось с Лемешева - ну, кто не знает про "сырих"? :) А сейчас вы себе можете представить безумных фанов классического оперного певца? Я - нет.

Оригинал статьи находится в моём киноблоге