Найти тему
International Studies

Социальные сети и мессенджеры: коммуникационный инструмент или субъект политики?

Первая социальная сеть Classmates появилась в США в 1995 г. По данным, представленным креативным агентством We Are Social и платформой Hootsuite, в 2020 г. более 3,8 млрд человек регулярно пользуются социальными сетями и мессенджерами . Такая высокая степень распространенности делает их удобными для коммуникаций на всех уровнях и практически во всех сферах.

Социальные сети и мессенджеры во внутренней политике

Социальные сети и мессенджеры начали играть активную роль в жизни людей в середине 2000-ых годов, когда на рынок начали выходить такие игроки как Facebook, Twitter и др. А в начале 2010-ых данные платформы постепенно становились площадками для политической деятельности. В социальных сетях и мессенджерах внутриполитические вопросы разделяются на 3 группы: предвыборная активность, оппозиционная деятельность и поддержание контакта между властями и населением. Для их наглядной иллюстрации мы рассмотрим несколько кейсов.

Президенты США и Твиттер: кейсы предвыборных кампаний

Соединенные Штаты Америки являются страной-первопроходцем в использовании социальных сетей и мессенджеров в различных сферах, в том числе и в политике.

2 президента США активно использовали социальные сети во время своей предвыборной кампании за недолгую историю существования подобных ресурсов.

Барак Обама. Концепция продвижения первого афроамериканского президента США в ходе выборов базировалась на двух целях: создание близкого к избирателю образа выяснение потребностей электората. В 14 социальных сетях были подготовлены информативные аккаунты Барака Обамы с указанием его интересов и предпочтений, что способствовало развитию образа обычного американца в глазах избирателей.

Дональд Трамп. В отличие от Барака Обамы, Трамп был активным пользователем социальных сетей ещё до участия в выборах президента США (например, Твиттером он пользовался с 2009 г.) Для него и его штаба социальные сети были не способом понимания потребностей электората, а инструментом информирования и призывов к поддержке данного кандидата на выборах. С помощью онлайн-каналов он собрал более 250 млн долл. и стал лидером среди кандидатов от Республиканской партии по количеству привлеченных малых пожертвований (до 200 долл.)

Дональд Трамп и Барак Обама – Президенты США, избранные после активной предвыборной кампании в социальных сетях
Дональд Трамп и Барак Обама – Президенты США, избранные после активной предвыборной кампании в социальных сетях

Революция через социальные сети

Уже традиционно социальные сети и мессенджеры принято связывать с протестными движениями и революциями. Данные ресурсы являлись выступили основой Арабской весны, протестов в Беларуси 2011 и 2020 гг. и России в 2019 и 2021 гг. Безусловно, подобные платформы обладают значительным потенциалом для развития и поддержания оппозиционной деятельности, но переоценивать их эффективность нельзя, т.к. без подходящих условий политические изменения не происходят.

На основании более чем десятилетнего опыта использования социальных сетей и мессенджеров для координации оппозиционной и протестной активности представляется возможным выделить следующие характерные черты:

Отсутствие запретов к публикации подобного контента со стороны администрации ресурса , если на нее не оказывается серьезное давление со стороны властей и/или протест идеологически не противоречит позиции руководства платформы;

Протест не может координироваться исключительно через социальные сети и мессенджеры , т.к. в критический момент в зоне событий могут не функционировать мобильная связь и интернет (например , отключения мобильной связи в Минске в 2020 г. мешали координации протестующих на площадях белорусской столицы во время акций оппозиций);

Блокировка не подконтрольных ресурсов в случае отсутствия их успешных аналогов не сможет погасить протестные настроения , т.к. уже существуют методы её обхода (например , несмотря на запрет со стороны государства, украинцы пользуются российскими ресурсами «ВКонтакте» и «Одноклассники», используя технологии VPN);

● Подлинность контента и реальное число последователей. Отсутствие фактчекинга позволяет публиковать заведомо искаженную информацию, распространение которой невозможно контролировать и остановить даже в случае подтверждения ложного характера. Также в социальных сетях и мессенджерах из-за наличия большого числа ботов и проплаченных аккаунтов возможно искусственно «подогреть» интерес к какой-либо информации, организовать травлю человека или имитировать наличие поддержки той или иной идеи широкими слоями населения.

● Использование Big Data в политических целях. Информация, оставляемая человеком в Интернете, позволяет определить его политические взгляды. Получаемой профиль может быть использован в целях исследованиях политических предпочтений, а также для привлечения новых сторонников путем демонстрации человеку лишь определенного контента.

Социальные сети и мессенджеры в мировой политике

Сегодня социальные сети и мессенджеры также используются для решения внешнеполитических задач в двух форматах: официальная дипломатия

государственных органов и частная дипломатия высших лиц государства.

Официальная дипломатия государственных органов реализуется на базе официальных страниц в социальных сетях ведомств и имеет наступательную или оборонительную стратегию.

Государства с оборонительной стратегией чаще используют платформы для комментирования собственных действий и ответа на критику со стороны других акторов международных отношений, а государства с наступательной стратегией - для высказывания своей позиции относительно ситуации в других странах.

Характерным примером является реакция на несанкционированные митинги в России 31 января 2021 г . в Твиттере. Так Государственный секретарь США Энтони Блинкен в своем официальном аккаунте осудил “жестокие методы, применяемые против мирных протестующих и журналистов”, а также призвал российские власти отпустить всех задержанных в ходе протестов. Позже посольство США в России сообщило о сотнях задержанных “в ходе запланированных акций” и призвало российские власти соблюдать нормы международного права. В ответ в официальном аккаунте МИД России появились записи, осуждающие вмешательство США во внутренние дела России и содержащие комментарии о незаконности митингов 31 января 2021 г.

Взаимодействие официальных аккаунтов в Твиттере - новое явление в мировой политике
Взаимодействие официальных аккаунтов в Твиттере - новое явление в мировой политике

В настоящее время значение личных аккаунтов глав государств и ключевых ведомств возросло, а сообщения в них стали восприниматься как официальные заявления и дипломатические ноты.

Например, 21 марта 2019 г . Дональд Трамп написал в своем «Твиттере», что Голанские высоты должны быть признаны территорией Государства Израиль. На следующий день министр иностранных дел Исламской Республики Иран Мохаммад Джавад Зариф выразил в Твиттере обеспокоенность стран-членов Организации Исламского сотрудничества фактом передачи США чужой территории «расистскому Израилю»: Аль-Кудс (Иерусалим) и Голанских высот. Пост Д. Трампа по Голанским высотам вызвал ответную реакцию не только в Интернете, но и в традиционном дипломатическом формате. Так, представитель МИД ФРГ Ульрике Деммер заявила: «Если национальные границы и должны меняться, то делаться это должно мирными средствами с вовлечением всех заинтересованных сторон», а пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя сложившеюся ситуацию, отметил, что: «Подобные призывы могут существенно дестабилизировать и без того напряженную ситуацию на Ближнем Востоке».

Потенциальные правовые ограничения политической деятельности в социальных сетях и мессенджерах

Россия. Социальные сети (в российской практике в это понятие также включаются и мессенджеры), число пользователей которых превышает 500000 человек, должны самостоятельно выявлять противоправный контент и блокировать его. В случае невыполнения этой обязанности они вынуждены платить штрафы. В блокируемый контент входят в том числе призывы к нарушению территориальной целостности РФ, призывы к участию в незаконных акциях и митингах и т.д. Таким образом, де-факто в России на правовом уровне отсутствуют возможности для ведения политической деятельности у региональных оппозиционных групп сепаратистской направленности и несистемной оппозиции.

США. В США отсутствует на данный момент государственная регуляция распространения контента в социальных сетях и мессенджерах, но данные ресурсы самостоятельно проводят политику по его удалению, а также интернет-провайдеры блокируют малые социальные сети, если подозревают их в распространении потенциально опасного контента в том числе и политической направленности. Общество само выступает регулятором распространения политического контента в социальных сетях и мессенджерах.

Германия. Данный вопрос регулируется законом NetzDG, аналогичному российской практике, но в отношении исключительно контента, разжигающего ненависть. Таким образом, ограничивается политическая активность радикальных групп.

Китай. В КНР существует система блокировки ресурсов, основанная как на черном списке ресурсов, так и на определенных поисковых запросах. Более того, на китайских ресурсах существует система проверки информации пользователями с помощью официальных источников. Таким образом, в Китае практически невозможен доступ к политическому контенту, отличному от линии Коммунистической партии Китая, а в случае все-таки попадания его к пользователю, человек получает оперативное опровержения от официальных источников.

Пример блокировки группы в социальной сети «ВКонтакте» по требованию государственных органов
Пример блокировки группы в социальной сети «ВКонтакте» по требованию государственных органов

Администрация социальные сетей и мессенджеров: кто они на политической арене?

Руководство социальных сетей и мессенджеров на протяжении долгого времени рассматривалось лишь как техническая поддержка платформы, а не как политическая сила. Однако соответствует ли этот подход действительности? Рассмотрим на конкретных примерах.

В феврале 2011 г. после отключения Интернета в Египте Гугл и Твиттер предоставили жителям страны возможность публиковать твиты с помощью голосовых звонков на специальный номер.

В 2011 г. сообщества, координирующие “Революцию через социальную сеть” в Белоруссии, не блокировались и продолжают функционировать даже спустя 10 лет.

В 2015 г. власти Вьетнама были вынуждены блокировать работу Facebook из-за распространения в нем призывов к митингам, которые не блокировались социальной сетью

В 2017 г. на Украине были заблокированы российские социальные сети, т.к. в них распространялся контент, содержащий призывы к государственному перевороту и нарушению территориальной целостности Украины. К 2020 г. социальные сети не только не блокировали распространение подобной информации украинскими пользователями, но и модернизировали свои мобильные клиенты для обхода блокировок.

В январе 2021 г. еще до официальной реакции со стороны властей США началась блокировка аккаунтов сторонников Д. Трампа для снижения протестной активности на фоне инаугурации Дж. Байдена.

В январе 2021 г. по требованию российских властей началась частичная блокировка протестного контента и координационных групп в различных социальных статьях.

На основании этих кейсов возник подход, согласно которому администрация социальных сетей и мессенджеров могут являться акторами политики , т.к. они определяют, какие протестные активности блокировать, а какие нет.

Сторонники этой идеи также акцентируют внимание на личностях в руководстве того или иного ресурса. Так, приверженец левоцентристских социальных идей, а также идей трансляции демократических идей в другие страны Марк Цукерберг вряд ли допустит блокировку аккаунтов, поддерживающих борьбу с авторитарными режимам в других странах, а также координирующих протест расовых и сексуальных меньшинств.

Однако необходимо понимать, что политика социальных сетей определяется не только идеологической позицией социальной сети, но и возможными экономическими рисками. Поэтому такие различия в подходах могут быть связаны с вероятностью получения серьезных штрафов за отсутствие блокировки некоторых сообществ и аккаунтов, которые распространяют запрещенные материалы и/или призывы к противоправным действиям.

Мессенджеры менее уязвимы для штрафов, т.к. доказать халатность администрации ресурса в вопросах борьбы с противоправным контентом практически невозможно из-за принципа тайны переписки. Однако отказ от сотрудничества с властями по вопросу предоставления органам безопасности возможности контролировать переписку может привести к блокировке ресурса (например, в России несколько лет блокировалась работа Telegram из-за невозможности доступа представителей власти к перепискам пользователей, хотя данный ресурс использовался даже в период блокировки в том числе государственными органами).

Таким образом, вопрос о принадлежности социальной сети и мессенджера к акторам мировой политики должен решаться в зависимости от конкретных обстоятельств и особенностям того или иного ресурса. Среди таких особенностей необходимо выделить следующие:

Тип ресурса. По формальному признаку, сообщество в социальной сети - открытая публичная трибуна, а переписка в мессенджере - частное общение двух или более лиц, таким образом только социальную сеть можно рассматривать как политического актора, а мессенджер является лишь инструментом.

Отношение к решению властей. Если социальная сеть действует полностью в соответствии с законами той или иной страны, то она не может оказать существенное влияние на политическую ситуацию в стране, но если часть правовых норм отвергается или ресурс оказывает поддержку противоправной политической деятельности, то он может считаться политическим актором.

Вовлеченность руководства в политическую деятельность. В случае активного участия руководителя портала в политической жизни и координации политики ресурса с его позицией, то тогда можно говорить о нем, как о политическом акторе.

Автор: Кирилл Казаков