Найти в Дзене
Формула-1 с головой

Будущие технологии в Формуле-1. Летающие болиды или отказ от пилотов?

Оглавление

Предисловие

Дисклеймер: данная статья является авторской художественной интерпретацией информации, доступной в открытых источниках. Вы можете иметь своё мнение по поводу данных вещей и это - нормально.

В одной из прошлых статей, мы с вами разобрали регламент будущего сезона и постарались ответить на вопрос: “Что ожидает нас в будущем сезоне Формулы-1?” Однако сегодня я хочу попытаться заглянуть в будущее и порассуждать по поводу того, как будет выглядеть Формула-1 в будущем.

Причём не в плане того, кто как будет ездить, как изменится регламент и т.д. и т.п. Сегодня мною гложет идея рассказать о некоторых технологиях, которые с той или иной долей вероятности может в будущем появиться и закрепиться в королеве автоспорта. Разбирать возможные нововведения по следующим параметрам: причины для введения, развитие технологий на данный момент, повод для запрет на ввод данных технологий и общий вывод.

Если вам интересна данная тема, то подписывайтесь на канал и ставьте лайк, так Дзен понимает, что данные темы интересны вам и станет больше вам их предлагать.

Беспилотники

Источник: roborace.com.
Источник: roborace.com.

Абсолютная цифровизация навыков пилота, которая была встроена в компьютер, что находится внутри настоящего гоночного болида – это действительно впечатляет! Так что же “так” и “не так” с этой инновацией – об этом и поговорим.

Одна из самых очевидных положительных черт – это максимальная безопасность пилотов. Формула-1 со стародавних времён борются с тем, что пилоты пачками уходят из жизни во время гонок. Это создавало не особо хороший имидж автоспорта, что не позволяло гонкам как шоу обрести по-настоящему большую аудиторию. А в нашем случае пилотов вообще нет! Нет пилотов – нет опасности!

Ещё одна положительная черта – увеличение возможностей по изменению технического регламента. Сейчас болид строится вокруг кокпита, в котором сидит человек, и который имеет определённые параметры, которые должны быть обязательны соблюдены. И вокруг него уже строится машина с помощью аэродинамических и механических деталей. При отсутствии человека в болиде, концепция постройки болида будет изменена радикально. Возможны будут доступны новые, различные формы машины, различная компоновка деталей, что дало бы инженерам максимальную креативную свободу.

Сейчас же, технологии беспилотников довольно распространена в мире. Уже многие автоконцерны добились адекватной работы автоматического управления хотя бы в тестовой форме. Уже проводились отдельные гонки с помощью подобных автомобилей, и уже в конце прошлого года стартовал бета-сезон гонок на автомобилях с автономным управлением. Но, системы всё ещё требуют доработки, ведь иногда случаются ошибки, которые забавляют многих зрителей.

Источник: islamportal.ru.
Источник: islamportal.ru.

Только есть некоторые недостатки, которые отдаляют время появление этой инновации всё дальше и дальше от настоящего времени. Один из первых – отсутствие риска. Ведь гонки – это постоянное нахождение пределов возможностей болида и пилота. Каждый раз команда балансирует на грани между аккуратным и быстрым прохождением поворотов. Однако, если риск будет отсутствовать или коррелировать лишь с запасом денег, которые можно потратить на починку болида, то это скажется в первую очередь на... фанатах?

Да, такой спорт будет смотреть нереально скучно многим из фанатов. Задам риторический вопрос: какой способ вовлечения в продукт один из самых простых? Это, очевидно, ассоциация фанатов с событиями или участниками данных событий. То есть, чтобы болельщика заинтересовать нужно чтобы либо события были максимально реалистичными, либо чтобы события происходили с максимально реалистичными субъектами этих действий. Однако при замене пилотов на почти что “роботов” сразу обе составляющие начинают работать не так эффективно как могли бы.

Ведь какую картину нам видеть привычнее: когда пилот в одной машине обгоняет другого пилота в другой машине или когда машина сама по себе обгоняет другую машину, которая тоже едет сама по себе? Мне кажется, что первая ситуация превалирует над второй. Также и с другой ситуацией. Неискушённому болельщику будет куда проще понять, что Вася Пупкин обогнал Васю Васечкина, чем то, что какая-нибудь Alabama Engineering Center нашёл более эффективные алгоритмы прохождения трассы чем Skolkovo Racing Laboratory (Все названия вымышленные, поэтому искать их в интернете – бесполезно).

Источник: news.drom.ru.
Источник: news.drom.ru.

Из всего выше сказанного я могу сделать вывод, что данная технология не будет вводиться до тех пор, пока беспилотные автомобили станут обыденностью. А с учётом того, что Формула-1 довольно консервативный вид спорта, то время ожидания существенно увеличивается. Примерное время введение – далёкое будущее, да и вероятность при текущей политике – крайне мала.

Летающие болиды

Различные фантастические книги, в которых описывались компактные машины, которые парили над воздухом и могли бы максимально быстро маневрировать вокруг различных препятствий. В фильмах тоже существуют болиды, которые гоняются на нереально больших скоростях, где люди пытаются догнать друг друга обходя различные смертельные препятствия буквально в нескольких сантиметрах от них.

И это здорово, ведь по сравнению с текущим состоянием заинтересованности самим процессом гонки Формулы-1, введение подобных болидов станет интересным не только для тех, кто смотрит давно Формулу-1, но и для тех кто вообще не интересуется гонками. Ведь в таком случае будет происходить изменение осознания в головах людей на тему того, как должны выглядеть гонки. Теперь нормальное положение болида будет считаться не в двух плоскостях относительно трассы, а в трёх.

Источник: sports.ru
Источник: sports.ru

Если говорить конкретнее, то все элементы Формулы-1 будут выглядеть иначе: обгоны в вертикальной плоскости, замена некоторых винтовых элементов во время пит-стопов, яркие аварии с падением машин на землю – и это только малая часть того, что может происходить в таких гонках, и как минимум первоначальный интерес, чтобы просто узнать что это такое будет большой.

Сейчас технологии компактных летающих транспортных средств находятся в менее развитом состоянии, чем технологии беспилотников. Сейчас только начинают проходить активные тестирования управления данными аппаратами. В интернете появляются различные новости лишь о начале разработки каких-либо гоночных летающих средств, и с чего могу сделать вывод, что ждать появления конкретных гоночных серий нам ещё довольно долго.

В случае с беспилотными болидами, ситуация с летающими аппаратами диаметрально противоположная: они скорее всего вызовут интерес у болельщиков, но при этом автоспортивным командам и их пилотам будет крайне невыгодно участвовать в таком чемпионате.

Во-первых – столь глобальная смена технического регламента приведёт к тому, что пилотам придётся привыкать к новым инструментам вождения, что является причиной для возможного увеличения количества аварий. Да и самим командам также придётся “привыкать”, ведь нынешним отделам пришлось начать разработку абсолютно других деталей, которые выполняют другую роль в болиде. И это также бы вызывало недовольствие у команд и их представителей.

Источник: behance.net.
Источник: behance.net.

Во-вторых, это пониженная безопасность на первых этапах внедрения этих гонок. Такая история происходила уже на первых порах, когда гонки на машинах только зарождались пилоты погибали пачками на различных гонках. Здесь же ситуация аналогичная – мы имеем практически новый вид транспорта, который не опробован этими командами и, в следствие чего, не протестирован по всем возможным случаям опасности пилотам. А это приведёт определённо к некоторым волнениям в обществе, что точно не прибавит имиджа Формуле-1.

Из всего выше сказанного я могу сделать такой вывод, данная технология может появится ещё позже, чем беспилотные автомобили в гонках, однако вероятность введения такой инновация немного выше, ведь если Формула-1 действительно хочет “повернуться лицом к фанатам”, то это будет сделать проще из-за того, что зритель всё ещё сможет себя ассоциировать с бесстрашным героем гонок.

eSport

Данная технология уже не является далёкой, ведь уже много лет проводятся соревнования по различным компьютерным играм, в которых разыгрываются немалые суммы. И даже у нашей Формулы-1 есть специальное подразделение, где пилоты виртуальных машин борются за первенство между собой (там, кстати, участвуют и некоторые из пилотов настоящей Формулы-1). В этом разделе я хочу поговорить о том, почему несмотря на общую цифровизацию гонок, киберспортивная составляющая Формулы-1 интересна не такому большому количеству фанатов.

Источник: leadersinsport.com.
Источник: leadersinsport.com.

Возможно, одним из основных факторов, которая отталкивает фанатов от просмотра киберспортивных событий – это стереотипы. Практически во всём мире компьютерные игры считаются чем-то инородным, тем, что стоит запретить или ограничивать, тем, что не приносит какой-либо пользы и в итоге тем, что просто появилось как некое ненужное занятие, которое просто убивает время. Из-за чего сам приоритет в обществе компьютерных событий куда меньше настоящих.

Ещё одна причина – это сам концепт форматов вне реальности. Болельщик не чувствует, что команда или пилот чем-то рискует, максимум что изменится от ошибки пилота – это... наверно просто его отсутствие в итоговом протоколе, больше я подобрать не смог идей. Болельщик тоже не совсем глупый, и может что-то понимать хотя бы на интуитивном уровне, хоть и не может этого сказать (не все такие, но встречаются).

Третье – упрощение гоночных механик. Сколько бы не был хорош гоночный симулятор, на котором проходят соревнования, он все равно будет использовать упрощения и некоторые допущения при обработке тех или иных событий. Пример из гоночных симуляторов я привести не смогу, но я могу условно это показать на реалистичных и условных моделях.

Я хочу привести пример расчёта поверхности Земли при решении различных задач. Как известно, Земля – совсем не шар и даже не эллипсоид. Специально для Земли придумали новое название для фигуры – геоид. И в отличии от шара и эллипсоида, он максимально точно передаёт форму Земли, но имеет один существенный недостаток – он имеет огромное количество слагаемых, при обработке которых ЭВМы нагружаются куда сильнее, чем при обработке моделей шара или эллипсоида. Из-за чего для условного представления и в условии ограниченности ресурсов и времени используют модели, которые куда проще и быстрее просчитываются чем геоид.

Источник: orsyst.ru.
Источник: orsyst.ru.

То же самое и с механиками которые существуют в гоночных аркадах и симуляторах. Допустим, вместо того, чтобы обрабатывать каждый участок трассы на наличие влаги и “наката", часто используют некоторые упрощённые формулы, которые вводятся для снижения потребления ресурсов компьютера.

Из этого всего я хочу сделать вывод, что хоть и технология виртуальных соревнований уже далеко не нова, но она вряд ли сможет стать целым чемпионатом, аналогичным настоящей Формуле-1, ведь это просто не сможет заинтересовать виртуальными сражениями на трассе, которые крайне упрощены и риски в них минимизированы.

Переход на биотопливо

И наконец мы пришли к тому, что уже на 100 процентов будет существовать в Формуле-1. Все знают, что нефть и газ – это невозобновляемые ресурсы. И они могут в какой-то момент просто закончится. Поэтому, для продолжения деятельности Формуле-1 требуется искать альтернативные источники энергии. Как известно, в электрической составляющей Формула-1 довольно сильно опростоволосились, поэтому они будут искать возможность уменьшить углеродный след другими способами.

Источник: news.yandex.ru.
Источник: news.yandex.ru.

Данная технология сильно понравится экологическим активистам, которые яростно “топят” за уменьшение вредных выбросов в атмосферу. А самое приятное для Формулы-1 то, что большинство активистов – это подростки и молодёжь. А это – самая социоактивная группа населения, которая разносит информацию гораздо эффективнее, чем иные группы населения, из-за чего популярность Формулы-1 будет расти быстрее.

Также, это получение для компании дополнительной экономической поддержки за повышенную экологичность от различных организаций, которые поддерживают уменьшение выбросов. А как известно: денег много не бывает. В свою очередь, прибыль – это основная цель Формулы-1.

Далее, развитие технологии возобновляемого топлива – перспективная инновация, которой занимаются не только гоночные серии, но и автомобильные концерны, которые также рекламируют свой продукт через повышенную экологичность их транспорта. И привлечение команд от таких компаний также может увеличить популярность Формулы-1 в глазах обычного зрителя.

Сейчас биотопливо используется практически везде. В более-менее современных легковых автомобилях можно со спокойной душой заливать экотопливо в бак и быть уверенным в том, что автомобиль будет работать. Доля биотоплива среди всего топлива в мире составляла больше 7 процентов, что для новой отрасли – очень неплохо.

Источник: auto.vercity.ru.
Источник: auto.vercity.ru.

Конкретные минусы использования подобного топлива очень сложно назвать, из косвенных недостатков можно выделить очередные изменения в двигателях, что может вызвать некоторые затруднения с постройкой максимально эффективной силовой установки, однако это очень сильно притянутый за уши недостаток, с которым команды справятся довольно быстро.

Очевидно, что данная технология не просто так получила развитие в Формуле-1. Очень актуальная тема, связанная с озеленением всего вокруг активно подхватывается как и зрителями, так и концернами без особого ущерба для зрелищности гонок. С 2021 года доля биотоплива будет увеличиваться. В этом сезоне доля должна быть не меньше 10% и со временем будет только возрастать.

Послесловие

Несмотря на консервативность нашего вида спорта, ФОМ идёт на встречу технологиям, двигается вместе с современным обществом, но лишь при одном условии – это должно быть выгодно, причём в кратковременной перспективе. Это крайне сильно коррелирует с нынешней политикой Формулы-1 в отношении того, что говорил Доменикали в одном из своих интервью по поводу того, в каком направлении будет двигаться Формула-1. Как и любой корпорации, будем честными, ей плевать на прямые желания фанатов. Лишь когда наши хотелки" начнут приносить дополнительную прибыль, тогда они только начнут двигаться в том направлении, которое мы хотим, а пока – остаётся только надеяться на то, что Формула-1 захочет обратить внимание не только на “зелень” перед собой, но и на “мир” вокруг.

Если вам понравилась данная статья, то подписывайтесь на канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии на тему: “Какие будущие технологии в Формуле-1 вы ожидаете увидеть?”