Найти тему
Мама Научит

От чего зависит грамотность? Это не зрительная память и не количество прочитанных книг...

Есть же счастливые люди, которые пишут грамотно "просто так"! Они не знают правил, не зубрят словарные слова - просто знают, как пишется слово и все. Построили даже целую теорию вокруг "врожденной грамотности". Впрочем, здесь я доказываю, что врожденная грамотность - миф.

Не менее часто можно услышать, что грамотность, якобы, напрямую зависит от зрительной памяти. Мол, у кого зрительная память хорошая, тот помнит, как "выглядит" слово.

"Врожденная грамотность"
"Врожденная грамотность"

Однако ученые давно доказали, что зрительная память нужна, чтобы зафиксировать образ буквы. А вот что касается написания слов - она практически бесполезна - слишком большой объем информации пришлось бы хранить. Механизмы грамотности работают по-другому.

Впрочем, можно использовать зрительную память, чтобы запомнить, например, написание конкретного словарного слова, которое никак не удается выучить другими способами.

Мы пишем это слово на бумаге крупно. Выделяем цветом особо "упрямую" букву и вешаем на видное место. Тогда, скорее всего, наша память зафиксирует яркое пятно - и в нужный момент воспроизведет правильное написание.

Не менее живуч и миф о том, что грамотно пишет тот, кто много читает. Если бы все было так просто... И достаточно было бы прочесть несколько десятков книг... Зачем тогда нужно было бы годами учить правила и тренироваться в правописании?

Прочти их все - и будешь грамотным?
Прочти их все - и будешь грамотным?

Но ведь есть же люди... Не знают правил - и практически не ошибаются.

Оказывается, для такого феномена должны совпасть всего два фактора.

Первый из них - окружение, говорящее на грамотном русском языке. имеется в виду, прежде всего, орфоэпическая грамотность, то есть правильно произношение слов.

И здесь потребуется небольшое отступление, потому что большинство еще со "школьной скамьи" знает, что, например, в безударной позиции мы вместо [э]произносим [и]. Но это - упрощенная версия, которую зачем-то сообщают школьникам. На самом деле мы вместо [э] произносим другой звук, который лингвисты называют "и с призвуком э". И он даже на слух отличается от простого [и]. Попробуйте сказать "весна" и "вино". Если все произнести правильно, то разница будет заметна.

Точно так же обстоят дела и с безударным [о]. На его месте не произносится чистый [а]. Там могут быть разные звуки, в зависимости от позиции в слове. Но никогда этот звук не совпадет с [а] в безударной позиции. Попробуйте сами сказать "машина" и "молоко". Гласные в первом слоге будут разными!

Вот вам и весь секрет. Вторая составляющая "врожденной грамотности" - хороший фонематический слух, когда человек отличает на слух эти тонкие нюансы. И ему не приходится проверять безударные гласные, учить словарные слова, падежи и т.п. Он просто слышит, как слово произносится - и пишет его соответственно! Причем часто даже сам того не осознает.

-3

Теперь становится понятно, насколько важную роль играет грамотная речь мамы в первые годы жизни ребенка. Ведь именно в этом возрасте ребенок усваивает основные структуры. И изменить впоследствии свои привычки чрезвычайно сложно!