Найти тему
Блокнот математика

Эйнштейн и го

Всем привет! А вы знали, что Альберт Эйнштейн неплохо играл в го? Знаете, то чувство, когда очень уважаешь человека, а вдруг узнаешь, что он еще и любил твою любимую игру... Одну из любимых игр.

Это заметка про го для тех, кто не знаком с этой игрой. Значительная часть моего канала посвящена изучению теории Относительности А. Эйнштейна, поэтому прекрасно, что у меня есть прекрасный повод познакомить вас, мой читатель, с этой замечательной игрой.

Го в данном случае, это не "гражданская оборона", а настольная игра азиатского происхождения.

Я придерживаюсь той точки зрения, что по-русски названия игр пишутся с маленькой буквы: го, шахматы, бридж, футбол.

Придумали го, вроде как, в Китае, и там она зовется иначе: вей ци или около того. В Корее еще по-другому: падук или бадук. Слово го — японского происхождения. Именно в Японии игру оценили и очень сильно развили, поэтому терминология используется именно японская.

Искать информацию про го на английском довольно сложно, потому что go и так занято. Часто очень используют корейское слово baduk, именно потому что оно по-английски ничего не значит. Или go game, тоже часто помогает, можно даже слитно.

Игра подкупает необычайной простотой правил. Доска изначально пустая, камни ставятся по-очереди, только не в клетки, как в шахматах, а на пересечения линий (которых 19 на 19, но играть можно и на 13х13, и 9х9, и вообще на какой угодно доске, даже прямоугольной). Камни двух цветов, черные и белые, первыми ходят черные.

Вот так это выглядит. На заднем плане одна из чаш для камней. Камни имеют форму линзы, поэтому красиво так стоят.
Вот так это выглядит. На заднем плане одна из чаш для камней. Камни имеют форму линзы, поэтому красиво так стоят.

Камни не двигаются! Раз поставленный, камень стоит на месте до конца игры или пока его не съедят/захватят. Поэтому название "японские шашки" довольно-таки дурацкое и сбивающее с толку.

Я не буду описывать детально правила, но суть проста: группа захвачена, если она плотно окружена, то есть вплотную к нашим камням стоят вражеские. Захваченные камни снимаются с доски и каждое дает очко противнику.

Но важны не эти очки, а территория: пустые точки, окруженные камнями одного цвета. Пленники потом используются для занятия территории противника: обмен пленными. Пленных обычно немного в серьезных партиях. Хотя бывает по-всякому.

Ограничений на ход только два: запрещен самоубийственный ход, убивающий свою же группу (если только этим ходом не захватывается группа противника); а также запрещено повторять позицию: я съел твой камень, ты съел мой камень, и позиция опять как была: так нельзя.

Ничья практически невозможна: белые имеют некоторое количество очков в компенсацию за первых ход черных, но не менее 0.5 очка. В итоге ничья может быть только в исключительных случаях (повтор позиции через несколько ходов), о которых в другой раз.

Окружишь много — противник вторгнется, построит на твоей территории группу, которую не захватишь, и территория будет маленькая. Захватишь мало — уже проиграл.

В итоге надо думать не о тактике, а стратегически: обо всей доске сразу. Важно не завалить короля (которого нет) и тем более не "всех убить", а занять территорию больше, чем у противника. Причем неважно, на пол-очка больше или на 300 очков: победа есть победа. Впрочем, есть корейский вариант игры на деньги (о нем в другой раз), где выигрыш зависит от счета, и там совсем по-другому играют.

Невероятное количество вариантов ставит крест на перспективе переборного решения. Оно невозможно. Го долго сопротивлялась компьютеру, но не так давно алгоритмы обыграли одного из сильнейших игроков: корейца Ли Седоля. Потом новые алгоритмы вынесли со счетом "сто-ноль" тот алгоритм, а теперь все сильные программы играют на уровне топ-профессионалов. Главное, пробить дырку в неведомое, а там пойдет быстро.

Причем как эти алгоритмы работают — непонятно до конца, нейросети же.

Интересно, что Alpha-zero, которая победила Alpha-go (которая победила Ли Седоля со счетом 4-1 — одну партию он взял, все-таки!), не использовала вообще наработки человека! Только правила, и играла сама с собой, прокачивая нейросеть.

Го очень демократичная игра. Можно поставить на доску несколько черных камней: фору, и сравнять шансы, если один играет сильнее.

Играешь, набираешь силу, но всегда есть кто-то намного лучше тебя. Если ты девятый профессиональный дан, то прямо намного может и нет пока, но подожди немного. Насколько мне известно, на уровне высших профессионалов Азии в Европе не играет пока никто в Европе и России.

Система данов пришла из Японии, но используется теперь повсеместно. Первый дан — это уже уровень! Примерно соответствует кандидату в мастера спорта.

В го играл также шахматист Ласкер, который с Эйнштейном был знаком. Есть байка, что Ласкер подарил Эйнштейну экземпляр своей книжки по го, а тот в ответ подарил оттиск своей статьи по относительности. Книжка после обнаружилась в букинистической лавке. Когда Ласкеру сказали об этом, он ответил что-то вроде "это нормально, я оставил его статью в трамвае".

Девятый дан — как бы сильнее уже некуда. Хотя первый профессиональный сильнее всех любительских, хотя и там все сложно. Альберт Эйнштейн (ein Stein — один камень, или просто "камень" :-)) играл на уровне первого любительского, причем дан был ему присвоен японской ассоциацией го Нихон Киин, а это серьезно. И это многое о нем говорит тому, кто понимает...

Путеводитель по каналу