Найти тему
История в историях

Клинские губные старосты - стражи законов средневековья

Губная изба
Губная изба

Михаил Леонидович Томилин г. Клин


Московское царство в начале XVI века переживало сложные времена, когда усилились противоречия между богатым боярством и самодержавной властью, что могло привести к смуте и распаду государства. Поэтому Иоанн Грозный вынужден был в 1551-1556 годах провести земскую реформу, смысл которой заключался в отмене власти наместников и замене ее местными органами самоуправления. В районах, где не было помещичьего землевладения, (закрепощение крестьян произошло только при Романовых) власть переходила земским старостам, надзор над которыми осуществлял губной староста, и их помощникам, земским целовальникам и дьякам, выбранным из зажиточного черносошного крестьянства и посадских людей.
 Земские органы осуществляли судебную и финансовую деятельность, что стало заменой поборов и повинностей кормленщиков - наместников и волостелей. А 18 января 1556 года были изданы законы о губной реформе. В русском государстве была такая должность - губной староста, которая была введена вместо вирников, собиравших виру - налог. По мнению первого русского историка Василия Татищева, «губной» происходит от слов «губить», «губление». А у Николая Карамзина слово «губа» означает волость или ведомство.
 Институт губных старост существовал и до этой реформы, но после нее он получил дальнейшее развитие. Губной староста - выборная земская власть, орган местного самоуправления, должностное лицо, избираемое из дворян, которое возглавляло губную избу и занималось расследованием особо опасных преступлений (губило преступников). По Судебнику Иоанна Грозного у губных старост прибавляются дела татинные, а по Уложению они ведают и делами убийственными. В соответствии с нашим временем губной староста - это начальник уголовного розыска или начальник полиции. В 1550-1557 годах клинским губным старостой был Истома Игнатьевич Ростопчин. Ростопчины - графский и дворянский род, происходящий, по сказаниям древних родословцев, от крымского татарина Давыда Рабчака, сын которого Михаил Ростопча выехал в Москву около 1432 году. Потомки его служили по Твери, Клину и Ржеву, а в XVII веке и по Москве. Знаменитый граф Феодор Васильевич Ростопчин - оберкамергер, главнокомандующий Москвы в 1812-1814 годов, член Государственного Совета, сжегший Москву в 1812 г., был из этого рода.
 В 1574 году клинским губным старостой был Нечай Грамотин - тоже из старинного русского дворянского рода. Нечай ведал царскими вотчинами в Тверском уезде в середине XVI века. Тарас-Курбат Грамотин из этого рода служил дьяком и членом посольства к Стефану Баторию, а его сын Иван Тарасьевич был думным дьяком и видным деятелем смутного времени.
В 1578 - 1583 годах клинским губным старостой служил Федор Ендогуров из дворянского рода, восходящего к концу XVI века и внесенного в родословные книги Вологодской, Смоленской и Тверской губерний. Есть известие о его тяжбе в 1600 году с Леонтием и Семеном Телечеевыми по вотчине его дяди Федора Семенова, сына Ендогурова за пустошь Окуловское в Загожском стану Тверского уезда.
В 1604 году должность клинского губного старосты занимал Дмитрий Хващинский, чей род ведет свое происхождение от Дмитрия Минича Софроновского, бывшего у великого князя Василия I Дмитриевича в боярах, а его праправнук Василий Андреевич имел сына Матвея по прозвищу Хвощ, отчего его потомки стали называться Хвощинскими.
В том же 1604 году клинским губным старостой был Третьяк Белавин из старинного русского дворянского рода, ведущего начало от Михаила Тугариновича Белавина, верстанного поместьем в самом начале XVII века.
В 1620-1628 годах клинским губным старостой служил Иван Михайлович Изъединов из русского дворянского рода начала XVI века, который владел пустошью Белавино, от названия которой получила название деревня Белавино, но не под Клином, а та, что в настоящее время слилась с городом Конаково.
В 1631 году на должности клинского губного старосты служил Григорий Козловский их старинного рода князей Козловских, происходивших из смоленских князей и ведших свое начало от младшей линии князей Фоминских. В XVI -XVII вв. Козловские владели обширными землями в Московском, Романовском, Костромском и других уездах, служили городовыми и воеводами.
 В 1643-1644 годах клинским губным старостой был Федор Кривцовский. В «Ономастиконе» С. Б. Веселовского упоминаются «Кривцов Василий Семенович, литвин, середина XVI в., Переяславль. Кривцовский Еремей Иванович, 1596 г., Клин». Кривец со временем получил фамилию Кривцов, по которой пошел дворянский род. Ближайшим родоначальником дворян Кривцовых был болховский городовой дворянин (1629) Осип Григорьевич Кривцов.
 В 1693 году  должность клинского губного старосты занимал Федор Климов Красный, представители фамилии которого упоминаются в 1573 г. в «Списке опричников» Ивана Грозного с указанием их служб и «жалования по окладу». В этом списке записан Климов Волошанин Михалко.
Все названные клинские губные старосты были местными вотчинниками, то есть имели земли в клинском крае. В архивах сохранились имена и фамилии клинских губных старост, к сожалению, не всех. Петр I своим указом от 10 марта 1702 года упразднил губных старост, осуществлявших судебно-полицейские функции, и в уездах при воеводах были сформированы дворянские советы на выборной основе, которые стали управлять уездом совместно с воеводой. Крестьяне по волостям выбирали своих старост, которые подчинялись чиновникам и не имели голоса.