Цель речевого развития дошкольников — овладение ими речью как средством общения и культуры.
Задачи:
1) развивать речь как средство общения;
2) обогащать активный словарь;
3) развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
4) развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
5) знакомить с книжной культурой, детской литературой;
6) развивать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
7) развивать звуковую и аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте; 8) развивать тонкую моторику рук.
Обогащение активного словаря.
▪ «Назовите картинки».
▪ «Отгадайте загадки».
▪ «Назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее». Кукла, машинка, мячик, сумка, кубики. (Лишнее слово «сумка», потому что она не является игрушкой.) Ложка, вилка, чашка, нож, половник. (Лишнее слово «чашка», потому что она не является столовым прибором.) Комод, тумбочка, шкаф, кладовка, сервант. (Лишнее слово «кладовка», потому что она не является мебелью.) И т.д.
▪ «Продолжите предложения». В саду созрели яблоки, … (сливы, вишни, груши и т.д.) В огороде растут огурцы, … (помидоры, кабачки, перцы, петрушка, редиска и т.д.).
▪ «Назовите детёнышей» («Назовите родителей»).
▪ «Добавьте подходящие слова». Матрёшка, зайчик … (кукла, машинка, мячик, мишка, слоник, робот, самолётик, кораблик, кубики и т.д.). Шкаф, комод … (стул, стол, полка, табуретка, кресло, тумбочка, шифоньер, кровать, диван, вешалка и т.д.).
▪ «Скажите наоборот» (при обсуждении признаков).
▪ «Закончите предложения». Зайчик бегает, … (прыгает, скачет, ест, бежит, прячется, сидит и т.д.). Люди в лесу гуляют, … (отдыхают, собирают грибы и ягоды, наблюдают за природой и т.д.). На ферме можно увидеть коров, коз и т.д. В птичнике можно увидеть кур и т.д. Обогащение активного словаря.
Развитие грамматического строя (игры с мячом).
Изменение морфологического состава слов:
▪ «Назовите ласково».
▪ «Скажите со словом “много”» («Скажите со словами “один”, “два”, “пять”»).
▪ «Доскажите слово “ёлочка” в конце каждого предложения». В лесу родилась … (ёлочка). В нашем лесу много … (ёлочек). Зайчик спрятался за … (ёлочку). Белка построила гнездо на … (ёлочке). У медведя берлога под … (ёлочкой). Сорока пролетает над … (ёлочкой). Волк пробегает мимо … (ёлочки). Лиса выглядывает из-за … (ёлочки). Снег падает на … (ёлочку). Мышка выбегает из-под … (ёлочки). Шишка упала с … (ёлочки). Скамейка стоит около … (ёлочки). Берёзка растёт перед … (ёлочкой).
▪ Образование прилагательных от существительных: «Листья какие?», «Игрушки какие?», «Мебель какая?», «Суп какой?» и т.д. Согласование слов в словосочетаниях и предложениях:
▪ «Погода (зимой) какая?», «Снег какой?».
▪ «Скажите со словом “семейный”».
▪ «Доскажите слово»: Летим на … (самолёте, вертолёте, ракете), плывём на … (лодке, катере, пароходе и т.д.), едем на … (машине, грузовике, поезде и т.д.); в тайге можно увидеть … (рысей, медведей, белок и т.д.). Развитие грамматического строя (игры с мячом).
Развитие грамматического строя.
Употребление предлогов и наречий:
▪ «Где вырос овощ (фрукт)?», «Где живёт заяц (волк, лиса, мышка и т.д.)?».
▪ «Скажи наоборот». Восполнение и составление предложений:
▪ Составление предложений по картинкам.
▪ «Закончите предложения». Люди ходят в музеи, чтобы … В театре можно посмотреть представление … Во время концерта артисты исполняют музыкальные произведения … Люди ходят в библиотеку, чтобы … В цирке можно увидеть акробатов …
▪ Составление предложений по картинкам («Расскажите, кто чем занимается»). Портниха шьёт одежду. Парикмахер делает причёски. Дворник убирает двор. И т.д.
▪ «Выберите подходящее завершение предложения и объясните свой выбор». Если другой ребёнок играет игрушкой, которая мне нужна, я … (отниму у него эту игрушку; подожду, когда он поиграет, и после этого возьму её; предложу поиграть вместе). Если я сломал игрушку, я … (спрячу её и никому не скажу; попытаюсь её починить; отдам воспитательнице). Если кого-то из детей обижают, я … (подожду в стороне; пожалуюсь воспитательнице; заступлюсь за обиженного).
Т.Р.Кислова, кандидат педагогических наук, автор пособий для дошкольников