Вспомните свои поездки в Псков, Суздаль, Новгород, Москву – не один русский город не существовал без торгового центра. Гостиный двор возводился отдельно от других построек. Лавки были похожи друг на друга, таково было желание купечества, чтобы ничем не выделяться.
Большой Гостиный двор Петербурга в дальнейшем стал прообразом для других аналогичных построек - в Никольском и Апраксином дворах.
Европа о новом городе толком не знала, поэтому первое торговое судно, пришедшее в Петербург из Голландии в ноябре 1703 года, было щедро одарено, а его капитан получил от Александра Даниловича 500 золотых. Купцы неохотно переселялись в Петербург. Но Петр неустанно «курировал» купечество, предоставлял им льготы, оказывал финансовую помощь и купцы ехали сюда из Москвы, Тулы, Калуги и оставались.
Первые торговые ряды возникли из множества деревянных лавок без окон, и появились они на Троицкой площади, недалеко от домика Петра. Проходы были узкие, места мало и no-жаrы быстро уничтожили торговые ряды. Торговлю стали развивать на Васильевском острове. Ситуация повторилась.
Комиссия о Санкт-Петербургском строении приняла решение вынести лавки в пустынное тогда место, у Аничкова моста. Решение осталось только на бумаге, в казне не было денег.
1-й проект каменного Гостиного двора на Невском в конце 1750-х создал Антонио Ринальди. Проект не осуществили. Торговля в деревянных рядах шла полным ходом.
2-й проект разработал Ф.-Б. Растрели и в 1757 году он был утвержден. Но строительство не начиналось,- казна по-прежнему была пуста. Купцы временя не теряли, они ремонтировали свои старые лавки и отказывались их сносить. Тогда Главная магистральная контора их опечатала.
Через три года купцы подали И.И. Шувалову бумагу, в которой сетовали на то, что архитектура не соответствует требованиям времени. Мастер дворцов стремился поразить зрителя богатством декора, а требовались простые и дешевые решения. Растрелли отстранили от работ, и Академия художеств пригласила молодого профессора архитектуры Жан Батист Мишель Валлен-Деламота.
При подготовке участка под строительство был засыпан Глухой проток. Теперь на его месте находится Перинная линия Гостиного двора.
3-й проект Гостиного двора представлялся Деламонту в стиле классицизма. В июле 1761 года начались строительные работы. Каменные постройки долго соседствовали с деревянными лавками. Купцы стремились сохранить их, торговля для многих была единственным средством существования.
Деламот вновь дорабатывает свой проект , совершенствует фасады. Затянувшееся строительство вызывает недовольство властей. Деламот не сумел завершить работу и в 1775 году навсегда покинул Россию. Несмотря ни на что, работа, которую проделал архитектор позволяет говорить о нем как об авторе Большого Гостиного двора.
Пятью годами позже произошел еще один no-жar, который полностью уничтожил деревянные лавки. В 1785 году строительство Гостиного Двора было завершено.
Посмотрите как хорош Гостиный двор - прост, выразителен. Здание построено с отступом от Невского проспекта, этим и достигается наибольшая 60-ти метровая ширина в этом месте. Гостиный двор - четырехугольник неправильной формы, его длина по периметру около одного километра. Самая длинная его сторона проходит по Садовой улице, самая короткая - по улице Ломоносова.
Еще до окончания постройки Гостиного двора велась оживленная торговля на всех «линиях», которые получали названия в зависимости от товаров, которые на них продавались (железная, овощная, кафтанная линия, шпажная).
Когда строительство завершилось в Гостином дворе образовалось четыре линии. Вдоль Невского - Суконная линия (товары из шерсти, галантерея, парфюмерия), Перинная линия и Ломоносовская линия (товары дамского туалета) и вдоль Садовой улицы – Зеркальная линия (торговали золотом, бронзой). Был еще и Бабий ряд, где торговлей занимались только женщины.
К концу первой трети XIX века стали уделять большое внимание гигиене, отоплению и освещению. Купцы обратились к генерал-губернатору М.А. Милорадовичу с прошением сделать лавки более удобными. К мнению торговцев продолжали прислушиваться, и был объявлен конкурс на лучший проект переустройства Гостиного двора.
К концу XIX века А. Бенуа расстарался и установил на фасаде со стороны Невского изрядное количество украшений и фигур. Вот как бывает: пышность отвергнутая купцами в XVIII веке через сто лет вошла в моду и была принята новым поколением купцов. Только желтый цвет здания оставался неизменным.
Часто вспоминаю две огромные елки перед центральным фасадом Гостиного двора. Елки были огорожены деревянным заборчиком, на котором я висела, чтобы быть ближе к большим елочным игрушкам. Между елками стоял дед Мороз исполинских размеров. В одной руке он держал большой красный мешок, а в другой – посох. Зимы были снежные, лампочки и игрушки раскачивались на еловых лапах от ветра, деда Мороза засыпало снегом – все вместе внушало трепет и ожидание непременного чуда. Теперь перед Гостиным устанавливают искусственную ель со скромным дедом Морозом.
Спасибо, что прочитали! Спасибо, что осилили!