Найти тему
26,6K подписчиков

Что означает самая известная статуя в мире?

6,6K прочитали
Он изваял его из ЦЕЛЬНОГО КУСКА (читай, монолитной глыбы) МРАМОРА, которая испорченная томилась в ожидании своего мастера с XV века - целых 40 лет.

Он изваял его из ЦЕЛЬНОГО КУСКА (читай, монолитной глыбы) МРАМОРА, которая испорченная томилась в ожидании своего мастера с XV века - целых 40 лет.

Конечно, это "Давид" (1501-1504) Микеланджело - наверное, самая известная скульптура в мире.

И, конечно, перед нами тот, кто некоторое время спустя станет великим правителем, объединившим разрозненные израильские племена в единый народ, и превратит царство Израиля в могущественное государство. Именно он станет отцом царя Соломона и мужем Вирсавии, той самой прекрасной барышни, которую он нахальным образом уведет у своего воина и друга.

Об этой скандальной любовной истории читай здесь ➡️ https://zen.yandex.ru/media/art_cool/samaia-skandalnaia-istoriia-liubvi-opisannaia-v-biblii-5fa919b18eb5b23a3089d16a

А пока он обычный молоденький пастух, который пришел в лагерь царя Саула и готовиться вступить в бой с трехметровым воином-великаном Голиафом.

Именно ГОТОВИТСЯ К СХВАТКЕ - это принципиальный момент, та самая НОВАЦИЯ Микеланджело, ибо до него Давид всегда изображался торжествующим победу, к ногам которого пала голова Голиафа (смотри, Донателло, Верроккьо).

Он изваял его из ЦЕЛЬНОГО КУСКА (читай, монолитной глыбы) МРАМОРА, которая испорченная томилась в ожидании своего мастера с XV века - целых 40 лет.-2
Он изваял его из ЦЕЛЬНОГО КУСКА (читай, монолитной глыбы) МРАМОРА, которая испорченная томилась в ожидании своего мастера с XV века - целых 40 лет.-3
Он изваял его из ЦЕЛЬНОГО КУСКА (читай, монолитной глыбы) МРАМОРА, которая испорченная томилась в ожидании своего мастера с XV века - целых 40 лет.-4

А тут еще про один вариант Давида, созданный, правда, уже совсем в другую эпоху - эпоху барокко ➡️ https://zen.yandex.ru/media/art_cool/pervyi-kto-izobrazil-ego-tak-5fb9343a9d2ffe38ee7ff133

Более того, Давид Микеланджело ГОТОВ К БОЮ, он сосредоточен и спокоен, и только напряженные мышцы и сдвинутые брови намекают на присутствие где-то напротив Голиафа.

Микеланджело - это про СКРЫТОЕ ДВИЖЕНИЕ, про ДВИЖЕНИЕ ВНУТРИ, про момент ЗА СЕКУНДУ ДО - самый пик напряжения и концентрации (через секунду он рванет пращу, и камень со свистом полетит в Голиафа; брови Давида грозно нахмурены, ноздри разширены, глаза горят, напряжены мышцы шеи).

Он изваял его из ЦЕЛЬНОГО КУСКА (читай, монолитной глыбы) МРАМОРА, которая испорченная томилась в ожидании своего мастера с XV века - целых 40 лет.-5

И все, конечно, сделано по законам того времени, когда никакая гримаса и никакое напряжение не должны "посрамить" идеальную красоту человека - линии тела Давида совершенны, расслабленная поза свидетельствует об уверенности и силе, праща, перекинутая через левое плечо, сулит противнику смертоносный выпад (помните, только два слова: возвышенное величие и пафос).

Давид - это героизм и строгая уравновешенность, это ИДЕАЛ, застывший в живом движении.

И нет никаких сомнений, что он сразит великана наповал пущенным из этой пращи камнем.

Есть сомнения на счет пропорций. Точнее, есть у интернета, не у меня.

Спешу подчеркнуть: пропорции нарушены Микеланджело абсолютно СОЗНАТЕЛЬНО.

Объясняю: поскольку это очень большая скульптура (5,27 м. в высоту и более 6 тыс. тонн) она предполагает ОСМОТР СНИЗУ ВВЕРХ, ибо человек много ниже статуи, которая еще и водружена на пьедестал. Такого рода ИСКАЖЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ есть ОБЫЧНАЯ ПРАКТИКА при создании монументальной скульптуры, чтобы создать ЭФФЕКТ ПРАВИЛЬНОСТИ, в плане соразмерности. Если бы Микеланджело создал Давида без этих искажений мы бы видели перед собой не синоним красоты, а один огромный дефект.

И сразу уточню на счет правой руки: она асимметрична по сравнению с пропорциями остального тела (выглядит огромной), потому что это визуализация прозвища Давида "manu fortis", то есть "сильная рука".

Он изваял его из ЦЕЛЬНОГО КУСКА (читай, монолитной глыбы) МРАМОРА, которая испорченная томилась в ожидании своего мастера с XV века - целых 40 лет.-6
Он изваял его из ЦЕЛЬНОГО КУСКА (читай, монолитной глыбы) МРАМОРА, которая испорченная томилась в ожидании своего мастера с XV века - целых 40 лет.-7

Скульптурное изображение иудейского царя было заказано Микеланджело гильдией торговцев шерстью. Именно это объединение отвечало за украшение собора Санта-Мария-дель-Фьоре (статуя должна была стать частью скульптурного ансамбля, состоящего из двенадцати персонажей Ветхого Завета, но, как говорится, не судьба).

И, в общем-то, вот она ветхозаветная история. И хотелось бы сказать, что все, баста. Но, во-вторых, это было бы слишком скучно, а в-первых, напомню вам и не устану это повторять никогда - ХУДОЖНИК И ЕГО ТВОРЕНИЕ ЕСТЬ ВСЕГДА ОТРАЖЕНИЕ СВОЕЙ ЭПОХИ.

Конец XV - начало XVI века. Флоренция. Савонарола, выступает с резкими обличениями папства и предсказывает близкую гибель Италии, погрязшую в грехах. Именно Савонарола возглавил оппозицию против Медичии, а его проповеди имели большой успех, особенно возросший после смерти Лоренцо Великолепного. Сменивший Лоренцо его сын Пьеро, прозванный "глупым", не сумел упрочить пошатнувшийся авторитет дома Медичи. И, когда в Италию в 1492 году вторглись французские войска, это было воспринято как исполнение пророчеств Савонаролы.

Начались народные движения и тираны Медичи ненадолго были изгнаны из Флоренции, а во главе республики фактически оказался Савонарола.

В 1498 году в результате интриг флорентийских деятелей и папского престола Савонарола и два его последователя были приговорены к сожжению на костре. На смену "средневековью Савонаролы" вернулась светская республика.

Во время этих событий МИКЕЛАНДЖЕЛО прибывал в Риме, но, известно, что он БЫЛ БОЛЬШИМ СТОРОННИКОМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ САВОНАРОЛЫ (а историки Флоренции считают законодательство эпохи Савонаролы самым стройным за все время существования города).

И вот в 1501 году художник возвращается во Флоренцию, берет эту мраморную громаду и создает своего Давида - символ гражданской доблести флорентийцев, сбросивших оковы тиранов.

Кстати, первоначально Давид предназначался для украшения контрфорса флорентийского собора. Но созванная 25 января 1504 года комиссия, состоявшая примерно из тридцати человек, решила поставить статую перед стеной палаццо Веккио, где находилась, установленная немного ранее, "Юдифь" Донателло - символ свободной Флоренции времени Савонаролы.

Он изваял его из ЦЕЛЬНОГО КУСКА (читай, монолитной глыбы) МРАМОРА, которая испорченная томилась в ожидании своего мастера с XV века - целых 40 лет.-8
Он изваял его из ЦЕЛЬНОГО КУСКА (читай, монолитной глыбы) МРАМОРА, которая испорченная томилась в ожидании своего мастера с XV века - целых 40 лет.-9
Он изваял его из ЦЕЛЬНОГО КУСКА (читай, монолитной глыбы) МРАМОРА, которая испорченная томилась в ожидании своего мастера с XV века - целых 40 лет.-10
Он изваял его из ЦЕЛЬНОГО КУСКА (читай, монолитной глыбы) МРАМОРА, которая испорченная томилась в ожидании своего мастера с XV века - целых 40 лет.-11

И вот от ветхозаветного персонажа остается ТОЛЬКО СИНОНИМ ОСВОБОЖДЕНИЯ уже совсем не израильских земель и совсем не от филистимлян; и СИНОНИМ ВОЗВРАЩЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ народу уже, конечно, совсем не Израиля.

В общем-то во многом именно по этой причине микеланджеловский Давид не обрезан - он есть флорентиец, который подобно иудейскому царю способен победить Голиафа.

Он изваял его из ЦЕЛЬНОГО КУСКА (читай, монолитной глыбы) МРАМОРА, которая испорченная томилась в ожидании своего мастера с XV века - целых 40 лет.-12

Едва ли в мире найдется статуя, которая может сравниться с "Давидом" по количеству копий и слепков. Вот самые известные:

🔸на площади Синьории (Флоренция);

🔸на Пьяццале Микеланджело (Флоренция);

🔸в итальянском дворике Пушкинского музея (Москва);

🔸в Итальянском зале Академии художеств (Санкт-Петербург);

🔸в музее Виктории и Альберта (Лондон) — гипсовая копия, известная тем, что на случай визитов королевы была снабжена съемным фиговым листочком.

Оригинал - "Давид", 1501-1504. Академия изящных искусств, Флоренция.