Найти в Дзене
Аутизм и школа

Аутизм. Срочно надо играть с ребёнком в игры. Это очень важно. Хорошо. А как это делать.

Какую книгу по коррекции задержки психического развития не возьмёшь, - всё игры. Много игр. И такие и сякие. И там всегда доступно объясняют, что игра - это так важно, что через игру ребёнок постигает и то, и то, и то.
А настольные игры-то как полезны...
---
И вот, почитывая эти книги и посматривая на коробки с играми, которые были куплены для Гриши, пару раз открыты и с тех пор не тронуты, я

Какую книгу по коррекции задержки психического развития не возьмёшь, - всё игры. Много игр. И такие и сякие. И там всегда доступно объясняют, что игра - это так важно, что через игру ребёнок постигает и то, и то, и то.

А настольные игры-то как полезны...

---

И вот, почитывая эти книги и посматривая на коробки с играми, которые были куплены для Гриши, пару раз открыты и с тех пор не тронуты, я думала, а почему никто не пишет КАК научить ребёнка играть.

-Ну, объясните правила.

-Правила самой игры - это, конечно, важно.

Но, как я понимаю, многие создатели книг о том, как важна игра, даже не подозревают, что есть особые дети, не в смысле - больные, но мы не будем их так называть, а конкурентно особая группа детей, людей, которая не понимает, зачем играть. И нет, не с интеллектом у этих людей проблемы. Мол они правила не могут понять. Нет! Повторяю, правила вторичны))) Есть люди, которые не понимают, зачем и ради чего играть по этим примитивным или не очень правилам...

И вот Гриша - такой человек.
Всё это нежелание играть выглядит, как "не хочет!". Предлагаешь, устраиваешь театр с цирком, а он немного поддерживает общий порыв, но дальше он не понимает ЗАЧЕМ всё это.

И преодолеть это усилием воли, или пресловутым "надо заставлять" (Вы послушайте себя. Заставлять играть? Да... Мир сошёл с ума.), не получалось у меня заставить Гришу играть.

---

Но потом я собрала мозги в кучу и подумала, а что такое игра? Любая игра. Это некий процесс, который состоит из нескольких действий. И если их поочерёдно освоить, вот и получится, что ты играешь. А то, что ты не понимаешь "ЗАЧЕМ", это уже решим по ходу. А вдруг само рассосётся. Ибо мой мозг тогда, в начале, в 2019 году, даже толком не мог разделить процесс игры на все части, и я не видела самое главное. Но решила действовать по обстоятельствам.

Включила игры в уроки. Начали с простой бродилки.

Но только это не были игры в общем понимании. Это было упражнение, которое надо выполнить.

Итак. Бродилка.

Бросаем кубик, выпадает число, двигаем фигуру. И так до конца. Молодец. Заданье выполнено.

И вот эта нехитрая игра и стала началом освоения Гришей всего процесса "ИГРА".

Почему началом? А потому что, я писала, освоение правил одной игры - это не всё.

А что там есть ещё.

Кратко.

1. Правила. Гриша на уроке сам проходил бродилку, освоив правила.

2. Следующим этапом я включалась в игру вторым игроком. Но не с целью победить. А с целью научить Гришу отдавать ход другому человеку. В начале мы бросали кубик последовательно, не соблюдая правила бродилки. Кто не в курсе, там бывают варианты. И иногда один человек может пройти всю игру, не дав шанса другому даже ход сделать. На такое глобальные понимания у Гриши не было сил. И поэтому мы просто один за другим бросали кубик.

3. Далее мы начали внимательно выполнять все рекомендации. Двигаться не только вперёд по полю, но и назад, как написано на поле. То есть, выполнять правила игры в точности.

4. Когда и это было позади, в конце игры я начала вводить такое понятие, как ПОБЕДИТЕЛЬ. Просто констатировать факт. Ты победил. Я проиграла. Или наоборот. Без эмоций.

5. В следующий этап освоения игры, я превратилась в неврастеничку, которая очень хочет победить. То есть, орала, волновалась, торопила Гришу, дула на кубик, грустила, переживала, кричала "Ура!!!! Я выиграла!!!" Или горько сокрушалась, когда проигрывала. И делала это всё отталкиваясь от Гриши. Свои эмоции строго дозировала. Ибо Гриша, столкнувшись с бурей маминых эмоций, в начале вообще не очень понимал, а что с мамой происходит. Потом начал понимать, и разделять.

6. И вот мы плавно (через год) доползли до главного. Гриша начал испытывать всю гамму чувств в игре. Он понял, а главное, ощутил желание победить и все сопутствующие эмоции. Страх, ужас, обиду, желание стукнуть противника по башке, желание забрать игру и доиграть самостоятельно, чтобы выиграть. Желание всё бросить и не играть.

И вот когда мы доползли до этого этапа, я, наконец, поняла, почему игры так важны. Да потому что любая игра - это миниатюра жизни.

И именно в игре тренируются все возможные способы реагирования. Именно в игре ребёнок знакомится и оттачивает такое нехитрое действие, как "справиться с волнением" и сосредоточиться, чтобы выиграть; как порадоваться за победителя, и не рыдать от проигрыша, а сдержать своё разочарование; как достойно выигрывать и не ржать над проигравшим противником. То есть именно в игре ребёнок учится работать над своими чувствами.

Таким образом, именно в игре ребёнок учится всему тому, что потом использует при общении с людьми...

Вот это было открытие... Не то, что в игре этому учатся, нет. А в том, что Гриша, пройдя длиннющий этап освоения игры, смог с этим, шестым этапом встретиться. Потому что вообще-то люди и играют в игры именно ради чувств. Да, ради победы. Но нет, - ради бури эмоций, которые испытывают в процессе.

И то, что Гриша созрел до такого понимания игры, мне кажется, очень важным.

Уточнение: Гришу провели через множество игр, через все эти этапы, чтобы в каждой отдельной игре добраться до шестого. Не само оно у него зародилось - понимание шестого этапа. Мы делали всё это специально. Это к вопросу о "дозрел". Сейчас никто этого не узнает. Дозрел бы он, если бы монотонно не осваивал всякие домино с лото.

Итак.
Игра - это очень важно.
Ибо она - это миниатюрный полигон жизни.
Но есть дети, которые не понимают, зачем играть в игры.
Наш способ решения этой проблемы. Разложить игру на отдельные действия и осваивать их по очереди. И только, когда ребёнок в силах всё совместить, выходить к главному - к чувствам. И целенаправленно тренировать умение чувствовать и контролировать этот процесс.
Возможно, наш опыт кому-то поможет.

Удачи вам, дорогие мои читатели.

П.С. На видео мы с Гришей играем в добль (надо найти на двух кружочках общий рисунок). Справляется с задачами игры Гриша отлично. Но. Вы можете увидеть с каким трудом он справляет с главным, с чувствами.

Грише так важно выиграть, что он забывает смотреть на рисунки. Ему так важно выиграть, что он периодически даже не может скрыть отчаяние. Его мимика очень подвижна. От улыбки, он знает, что надо улыбаться, мы же играем, до явной грусти.

И обратите внимание, как он смотрит на противника. Он, конечно, улыбается. Очень старается не показать, что с радостью бы стукнул маму по башке. А иногда прям останавливает себя, чтобы этого не сделать.

Я в процессе игры всё это вижу. И очень аккуратно контролирую. Потому что моя задача - провести Гришу через всю эту гамму его чувств без потерь. Он обязательно должен справиться, испытав предельное из пока доступного для него количества эмоций.

В следующую игру я допущу большую нагрузку, буду чаще находить рисунки. И внимательно следить, справляется ли он, не впал ли в отчаянье, не перестал ли смотреть на рисунки, не рыдает ли он.

И так далее и так далее.

Я хочу донести простые мысли, которые для меня открылись совсем недавно.

  • Испытывать эмоции в играх - это действие. Ему можно и нужно научить ребёнка. Да, это очень долго. Но это возможно.
  • Умение справляться с эмоциями в игре - это отдельное действие, которому тоже можно и нужно научить ребёнка. Ибо его освоение, вполне возможно, повлияет на что? Правильно, на умение общаться с людьми в жизни.

НАВИГАТОР

ВОПРОСЫ