Найти тему
Григорий Волков

Путь стоика

Жизнь полна неизведанного и для счастливой жизни тебе следует в полной мере принять это, ведь несчастье складывается из разочарований: очарованные верой в ожидаемое люди страдают столкнувшись с неожиданностью. Случайное незнание или неприятие фактов порождает ложные ожидания, которые приводят к разочарованию.

При рождении человек не понимает как устроен окружающий мир и не может предсказать что произойдёт в следующую секунду даже со своим телом. Кто следил за детьми, видел как они могут ударяться, не понимая что именно их движение приводит к удару, начинают плакать и звать маму на помощь - хотя было достаточно перестать двигаться и успокоиться.

С годами человек учится - то есть запоминает какой набор причин приводит к какому следствию. Результаты обучения определяются окружающей средой и вероятными особенностями человека, которыми наделяются люди при рождении. И во многом именно родители определяют окружающую среду человека в это время, тем самым управляя тем, чему научится человек, какие причинно-следственные связи освоит. Если столкнулся с тем, чему не обучался, то человек, не зная причинно-следственных связей, не сможет ни предсказывать следствия из имеющихся причин, ни влиять на следствия изменяя причины.

Любопытство толкает человека изучать окружающий мир, а неизвестность пугает - это ставит перед человеком интересную задачу: изучить то, что любопытно и избавиться от неизвестностей, которые пугают. Однако мир для одной человеческой жизни поистине бесконечен и потому непостижим, что может пугать, так как означает бесконечную неизвестность. Только этого не изменить - остаётся только принять. Те же, кто не принимают своего не знания и верят в то, что знают - обрекают себя на разочарования, которые возникают когда ожидания расходятся с реальностью.

Реальность лишь в теории может быть полностью предсказуема, на практике же, так как мир мы не в состоянии познать до конца, то и беспокоиться из-за него нет причин. Нет причин расстраиваться из-за урагана, если ты не потрудился изучить атмосферные явления чтобы предсказать погодные катаклизмы, как нет причин расстраиваться из-за плохой оценки, так как всё что ты мог сделать, уже сделал.

- Но есть же такие ситуации когда оценка поставлена не справедливо - может кто-то справедливо возразить.

- Верно, но можешь ли ты при этом повлиять на ситуацию так, чтобы изменить оценку? Если можешь, то сделай это. Если нет - прими это как свершившийся факт, над которым у тебя нет власти. Нет причин к разочарованию. Зачем до этого ты очаровал себя мыслями о хорошей оценке, при том, что не мог знать наверняка какая оценка будет так как не учёл всего?

Только лишь принятие судьбы такой какая она есть и признание того, что ни на что нет возможности повлиять не удовлетворит любопытство человека - иначе говоря изучение окружающего мира есть естественное состояние человека. Вместе с этим, по мере изучения систем и окружающего мира в целом как системы, человек увеличивает предсказуемость и управляемость окружающего мира.

Выбор каждого человека: верить в то, что знаешь устройство системы (или даже мира) и можешь предсказывать или даже управлять ею - или не верить в это, оставляя место случайности, неизвестности, которая порой наносит непредсказуемое и решающее воздействие.

Выбор каждого человека: оставляя место случайности и неопределённости, стремиться к снижению неопределённости с помощью изучения - или получать наслаждение от неожиданностей и не стремиться предсказывать или управлять системами.

Таким образом выбор отношения к той или иной системе выглядит так:

  1. система полностью определённая и потому можно точно предсказать чего ожидать от неё и при необходимости ею можно даже управлять
  2. система не определённая и потому непредсказуема, что страшно
  3. система не определённая и потому непредсказуема, что естественно
  4. система не определённая и потому требует изучения для того чтобы точнее прогнозировать её реакции или даже управлять ею

Первый выбор требует от человека веры без сомнений; такой выбор является самым комфортным для человека, создаёт ощущение контроля и спокойствия, но при этом может приводить к разочарованиям.

Второй выбор не требует от человека ничего, вызывает много стресса.

Третий выбор требует от человека смелости, так как ему придётся принять неизвестность, которая человеку страшна.

Четвёртый выбор требует и смелости, и усердия так как изучать что-либо не просто, но усилия будут вознаграждены способностью прогнозировать будущее тех или иных систем и даже управлять ими.

Совершать решительные действия (четвёртый выбор) когда речь идёт о том, что поддаётся воздействию человека и спокойно принимать судьбу (третий выбор) когда от человека ничего не зависит и есть путь стоика.