Найти тему
96,2K подписчиков

Художник Петр Козлов: начнём, пожалуй, с лука

15K прочитали
Начнём, пожалуй, с лука. Если его внутренние качества – дело вкуса, то вот формы… формы безупречно хороши! Золотисто-медовая округлость боков и этот изящный куполок с подсохшим упругим «шпилем» то и дело мелькают на полотнах именитых мастеров; иногда на вторых ролях в эпичных урожайных натюрмортах, но порой и в сольных партиях, так сказать анфас.
Козлов П.А., «Лук золотистый», 1997, холст, масло
Козлов П.А., «Лук золотистый», 1997, холст, масло

Понятное дело, увесистая луковица на пару с чугунком под густую драпировочку (чтобы студентам-подмастерьям жизнь мёдом не казалась), – обычная практика в художественных школах. Тут уж не до глубинного смысла! Напряжённо лавируя в лабиринтах пропорций, светотеней, перспективы и композиционного построения, будущие реалисты-экспрессионисты оглаживают поверхности листов кистями, стараясь точнее передать форму неподвижных вещей. Здесь всё предельно просто: лук – проверенная временем натура, которую попробуй-ка изобрази.

Другое дело профессионалы, постигшие основы мироздания, а также материю подвижную и не очень во всех её ракурсах. Как может быть интересна ИМ луковая тема? Однако интересна! Из-за многослойности ли исследуемого объекта, а, может, из-за его жгучей сладковатой горечи, пульсирующей внутри, но россыпь золотистых луковиц завораживает, увлекая в извилистые аллеи тайных смыслов.

Возможно, про Петра Анатольевича Козлова не стоило начинать так издалека, а следовало бы сразу окунуться в солнечную кипень его пейзажей с тончайшим кружевом теней на выбеленных жарой дорожках; с ослепительными бликами на воде, на которые можно смотреть разве что прищурившись. Там так безмятежно-хорошо, что бродил бы и бродил вечно. Но, знаете, лук не даёт покоя. Помятые бока, сухие с ворсинками корешков донца, надорванная ломкая кожица, – всё вперемешку и вразнобой, но так знакомо, так жизнерадостно; руку протяни, и окажется в ладони аккуратная глянцевая луковка, точь-в-точь такая же, что проживает в тёмном уголке на каждой кухне.

Фи, при чём тут лук? Ну, пусть будут «Пэрсики!!! Пэрсики!!!», или «Чёрный принц», или «Жгучие перцы». Красота момента в той тонкой грани, где монотонная обыденность жизни вдруг превращается талантом художника в произведение искусства; а мы, со стороны наблюдая это волшебство, невольно становимся его соучастниками. И тогда совершается то обыкновенное чудо, которое дарит нам живопись: вне контекста привычной полезности самые простые предметы обретают иной эстетический смысл.

Как рассказать о хлебных крошках, мгновенно растаявших в клювах суетливой стаи голубей? Как передать красками безжалостный полуденный зной или холодный озноб туманного утра? Достаточно ли быть только гиперреалистом, чтобы донести, не расплескав, до зрителя головокружительную красоту проживаемого мгновения? За полотнами Петра Козлова стоит не просто виртуозная техника; в них незримо присутствует улыбающаяся душа художника. Именно она, улавливая тончайшие вибрации окружающего мира, находит нужный цвет для каждой из них.

Мы шумно радуемся и тихо грустим; устало бредём по улицам, часто не замечая смены дня и времени года. А рядом живёт художник. Он пишет о человеческих радостях и печалях; о быстрых каплях дождя, рождающих долгие круги на зыбких поверхностях луж. Он пишет о нас с вами для нас же самих. Чтобы однажды, остановившись перед его «Светлыми аллеями» или «Лодочкой», мы вспомнили что-то своё, личное. И, может быть, улыбнулись.

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!