Главный секрет писательского, сценарного, да и любого другого, тайм-менеджмента прост: нужно поставить цель, определить, что вам нужно для ее достижения и выделить время для того, чтобы ее достичь. Если цель большая, нужно искать постоянные таймслоты в течение дня, которые будут заполнены ежедневной работой, приближающей вас к цели.
Вот несколько правил, соблюдение которых поможет вам находить резервы времени в самых неожиданных местах:
ОЦЕНИВАЙТЕ ЗАТРАТЫ ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ДЕЛА
Оценивайте задачи адекватно и планируйте на их выполнение столько времени, сколько нужно – не больше и не меньше. Это касается не только глобальных проектов, но и повседневных мелочей. Определите, сколько времени занимают ваши обычные занятия – сходить в магазин, сделать уборку, доехать до центра и т.д. Если вы можете оценить затраты времени на то или иное дело, вы можете выделить в своем расписании на него именно столько, сколько нужно. И в итоге – сэкономите время. Вам не придется ждать где-то или опаздывать.
ДЕЛАЙТЕ ВСЕ ВОВРЕМЯ
Вовремя снимайте показания счетчиков, вовремя оплачивайте штрафы за неправильную парковку, вовремя платите налоги и кредиты. Если не делать это вовремя – возникнут проблемы, на решение которых придется потратить гораздо больше времени.
КОНТРОЛИРУЙТЕ ПЕРЕМЕНУ ЗАНЯТИЙ
Когда вы больше двух часов занимаетесь чем-то, концентрация снижается. Меняйте занятия. Поработали над сценарием – пробежались в парке – сходили с женой в кино. В итоге всё успели, хорошо себя чувствуете и все вами довольны. За два часа в день в течение пяти дней вы напишете больше, чем если будете четыре дня раскачиваться, а на пятый просидите за работой десять часов. Первые два часа – самые эффективные.
ИЗБЕГАЙТЕ ТЕХ, КТО ВОРУЕТ ВАШЕ ВРЕМЯ
Есть коллеги и заказчики, которые отнимают ваше время, ничего не давая взамен. Например, заказчики из разряда «кофе-сигареты», которые любят встречаться с авторами, делиться с ними идеями (каждый раз новыми) и предлагать «подумать над сюжетом». Если вы видите, что эти встречи ни к чему не приводят – прекращайте общение. Скажите, что вы заняты. Даже если это не так. В данной ситуации лежать на диване и смотреть в потолок – более осмысленное и полезное занятие. Вдруг вы придумаете гениальный сюжет? Болтая с дураками вы уж точно ничего не придумаете.
ДЕЛЕГИРУЙТЕ
Кажется, что сценарист – не такая уж важная персона. Что ему делегировать? Однако не бывает, что человек одинаково силен во всех областях сразу. Например, вы любите писать сценарии, но не любите общаться с заказчиками. Найдите агента, который будет делать это за вас. Не любите составлять отчеты для налоговой? Найдите бухгалтера, который снимет с вас эту головную боль. Не любите писать диалоги? Найдите диалогиста, который… стоп-стоп, а сами-то вы что собираетесь делать?
БУДЬТЕ ГОТОВЫ ЗАНЯТЬ СЕБЯ
Имейте в запасе занятие, если вдруг появится свободное время. Например, сорвался проект и у вас появились три свободных недели. Можно пересмотреть «Клан Сопрано», а можно написать пьесу. Так пусть же у вас лежит наготове план пьесы и ждет своего часа. Пришли к нотариусу, а там очередь? Это не проблема, если у вас в сумке лежит интересная и полезная книжка.
СОВМЕЩАЙТЕ ЗАНЯТИЯ
Есть занятия, от которых вы не можете отказаться, но которые хорошо совмещаются с другими занятиями. Например, у вас маленький ребенок, который с трудом засыпает и его приходится укачивать в коляске. Можно просто списывать это время в убытки, а можно смотреть в это время кино на планшетнике или слушать лекции. Когда еще вы сможете пересмотреть всего Бергмана и Годара и еще прослушать лекции по курсу MBA?
ДЕЛАЙТЕ ПАУЗЫ
Не нужно стараться забивать каждую минуту своего дня полезной деятельностью. Однажды я заметил, что теряю довольно много времени на поездки в метро – просто стою и слушаю в плеере Death-металл. Я решил ликвидировать это упущение и стал слушать лекции по экономике. И сразу заметил, что стал сильнее уставать. Внимание рассеивалось, настроение портилось. Дело в том, что эти мои двадцать минут Death-металла - это были мои минутки отдыха, очень важные и нужные. А для лекций по экономике можно найти другое время. Например, время укачивания ребенка.
ЕШЬТЕ ЛЯГУШЕК, КОГДА НЕТ АППЕТИТА
В тайм-менеджменте есть такое понятие – «съесть лягушку». Это неприятное дело, которого никак нельзя избежать. Бизнес-тренеры советуют съедать лягушку с утра. Я не думаю, что это правильно. Нужно есть их тогда, когда нет аппетита. Когда у вас и так плохое настроение. И ничего не хочется делать. Вот тогда и нужно делать дела, которых вы стараетесь избегать. Скажете, и так плохое настроение, а тут еще вы со своими лягушками? А вы попробуйте! Когда в следующий раз у вас будет плохое настроение, сделайте то, что вы давно откладывали – позвоните в ЖЭК насчет перегоревшей лампочки в коридоре, или что там еще вы не любите. Поверьте, после того, как вы это сделаете, ваше настроение улучшится!
И одним несделанным неприятным делом будет меньше.
Удачи!
Ваш
Молчанов
Наша мастерская - учебное заведение с 300-летней историей, начавшейся 12 лет назад.
С вами все в порядке! Удачи и вдохновения!