Найти в Дзене
Плоды раздумий

Мнимое чувство вины

Артем лежал неподвижно, стараясь надолго оставить в своем теле те непередаваемые ощущения, которые он чувствовал во сне. Он летал, да, как когда-то в детстве, но тогда он почему-то всегда улетал в спасительную высоту комнаты , убегая от своих уже неведомых врагов.

Вот только что он парил под потолком огромной комнаты и собирал воздушные шарики, держа уже собранные за ниточки. Когда уже были собраны все, он вылетел из комнаты в открытую настежь дверь. Он ощущал в себе легкость и восторженную готовность лететь все выше и выше. Но во дворе стояла жена в его любимом платье с голубыми цветочками и протягивала к нему руки.

Он опустился на землю и протянул ей шарики, ощущая при этом легкий аромат ее духов. Он не успел обнять жену, потому что шарики вдруг взмыли вверх, унося ее все выше и выше…

Полеты во сне у него прекратились, когда он был в армии. А вот покойная жена приснилась впервые за полтора года. И вновь Артема захлестнуло тягостное ощущение вины перед ней. Все это время он казнил себя, что он, врач, не сумел ее спасти. Умом он понимал, что не виновен в случившемся, он, офтальмолог, не мог помочь там, где не справился акушер, сумевший вырвать из лап смерти только его дочь.

Была бы дома Мария Дмитриевна, его соседка, так он бы побежал к ней излить душу, наполненную этой тяжелой виной. Но он отвез ее дней десять назад в больницу - сердце прихватило. Мужчина приготовил завтрак, собрал продукты для соседки и разбудил Верочку. И, не надеясь на понимание с ее стороны, объяснил малышке, что сегодня она с ним идет на работу, потому что ее няня пошла дергать зуб.

-2

Они уже допивали чай, когда в калитку постучали. Артем вышел и, увидев незнакомую женщину, крикнул, что собаки нет и можно смело заходить. Женщина торопливо направилась к нему, оставив у ворот свой чемодан.

– Здравствуйте, вы не скажете, где ваша соседка Марья Дмитриевна, дом ее закрыт, а мне больше и пойти некуда. Я ее сноха.
– Доброе утро! Ключ у меня, а Марья Дмитриевна в больнице, обещали через несколько дней выписать.

Женщина горько заплакала и Артем только сейчас заметил, что она беременна, он усадил ее за стол и поставил перед ней тарелку с кашей.

– Кушайте, вы же с дороги. Сейчас чай налью. А потом сразу в больницу. Не торопитесь, я пока дочку переодену и занесу ваш чемодан.

По дороге она рассказала, что ее муж Павел погиб на пожаре, спасая детей. А она корит себя за то, что не смогла удержать его в тот момент, когда он в последний раз побежал в горящий дом. Одного он вынес, а на руках со вторым упал, придавленный тяжелой балкой.

– Я не знаю, как я это ей скажу, ведь она больна, вдруг сердце не выдержит. –
– А когда это случилось? Восемнадцатого?
– Да, а откуда вы знаете?
– В этот день я и отвез Марью Дмитриевну в больницу. Да, давайте знакомиться, меня Артем зовут.
– А я Надежда.

Увидев сноху Марья Дмитриевна заплакала. Потом все рыдали уже в три голоса, Верочка осталась с женщинами, а доктор отправился в свое отделение. Через час пришла Надежда с Верочкой и сказала, что все в порядке, свекрови сделали укол и она уснула. Артем, отдав ключи от дома и поцеловав дочку, продолжил прием пациентов.

-3

Дома его встречал аромат жареной картошки. А Надежда рассказывала его дочке, сидевшей у нее на коленях, сказку.

– Я тут похозяйничала, – стала оправдываться женщина.
– И правильно, – ответил Артем, поставив на стол коробку с тортом.

После ужина, пообещав с утра протопить баньку, мужчина открыл соседский дом, занес чемодан и стал искать во дворе рыжего хозяина, чтобы накормить. Сзади в два голоса хихикнули. Оглянувшись Артем увидел, как кот, яростно мурлыча, трется о ноги Надежды, а Верочка пытается поймать его пушистый хвост.

– Не знаю, как насчет завтрака, а вот пообедал и поужинал он с добавочными порциями. – Улыбнулась Надя, ей вторила дочка.
– Изык, Изык , – Рыжик двинулся к дому, на пороге оглянулся на женщину, признавая ее за хозяйку и приглашая домой.

На следующий день пришла девушка, присматривающая за Верочкой, и сообщила, что нашла себе постоянную работу. Артем расстроился, но в этот момент появилась Надежда, уже успевшая полить огород у свекрови и нарвать для Верочки клубники, она заверила, что посидит с девочкой, потому что вряд ли сможет устроится сейчас на работу.

День у нее прошел в хлопотах, Верочка была девочкой спокойной, поэтому Надя успела постирать, убраться в доме. Потом она сварила борщ и напекла пирожков с яблоками, чтобы Артем не затевал с ужином, так как хотела поговорить с ним и попросить помощи.

Девочка после ужина сразу уснула на уютном кресле Марии Дмитриевны, Рыжик бесцеремонно улегся рядом. Молодые люди сели на крылечке и Надя перешла сразу к делу. Оказывается сына Марьи Дмитриевны кремировали и существует возможность похоронить его здесь, рядом с отцом, сообщила мужчине Надежда.

Все нужные документы у нее есть, теперь осталось договориться обо всем здесь, а она ведь и города-то толком не знает, не то что месторасположение необходимых для этого учреждений. Артем подумал о том, как обрадуется этому Марья Дмитриевна и сразу ответил, что завтра же узнает о том, какие шаги для этого надо предпринять.

А потом они еще долго разговаривали, рассказывая друг другу каждый свою печальную историю жизни, но в обоих случаях смерть помешала их счастью. И оба они испытывали щемящее чувство вины, за то, что не смогли уберечь любимых людей. Оба понимали, что сами выдумали для себя переживания, а справиться с ними не могли.

Не зря говорят, что время лечит, Артем за полтора года уже смог понять, что от его страданий и чувства вины легче не становится.

– Понимаете, Надежда, – убеждал ее и себя Артем. – Нам нужно понять, свое предназначение в этой жизни , а для этого надо просто воспитать в себе чувство ответственности за детей, ведь и у вас скоро будет малыш. Зачем бесполезно переживать за то, в чем мы с вами не виновны. Надо просто растить детей и заботиться о Марье Дмитриевне.

Всю неделю он хлопотал о перезахоронении, к возвращению соседки из больницы все было готово к погребению, на которое смог приехать и старший сын Марьи Дмитриевны Михаил со своей семьей.

***

А быстротечное время отсчитывало свой ход. Жизнь продолжалась. Только старый Рыжик недоумевал, куда же делась непреодолимая в его возрасте деревянная преграда между чужим и хозяйкиным огородом. И с достоинством ходил от одного крыльца к другому, получая лишний лакомый кусочек.

-4

Три месяца спустя Надежда стояла на крыльце роддома с маленьким Димкой на руках, а к ней бежала Верочка и звонко кричала:

– Мама, мама, показы блатика.

Дорогие читатели, а насколько близко к сердцу принимаете вы все перипетии своей жизни, как разрешаете вы те ситуации, которые приносят боль и проблемы. Пишите в комментариях, делитесь своим опытом или своими бедами, может кто-то найдет там ответ на свои вопросы.