Найти в Дзене
Genesis family

50 лет группе Genesis. A Trick of the Tail (1975) [ч.27]

Как мы уже говорили в прошлых выпусках, во время 2-месячной паузы Фил Коллинз активно работал барабанными палочками на стороне. Стив Хакетт, Эдди Хауэлл, Томас Болин, Брайан Ино, Brand X — вот лишь неполный список музыкантов, с кем он успел посотрудничать. Майк Резерфорд тоже не сидел без дела. Он с Филом помогал Стиву Хакетту — играл на бас-гитаре в его дебютном альбоме, плюс они совместно закончили сочинять песню "Shadow of Hierophant", разработанную на основе произведения, над которым они импровизировали ещё в лоно группы. Также Майк продолжал работать с первым гитаристом Genesis Энтони Филлипсом над его дебютником. К слову, Коллинз отметился и здесь, добавив свой голос в песни "Which Way the Wind Blows" и "God If I Saw Her Now" (дуэт с Вивьен Маколифф). Таким образом, Тони Бэнкс был предоставлен сам себе. Сначала он попросил Тони Страттона-Смита проконтролировать работу над оркестрированным альбомом песен Genesis, впрочем всё застопорилось на начальной стадии планов.
Оглавление

Как мы уже говорили в прошлых выпусках, во время 2-месячной паузы Фил Коллинз активно работал барабанными палочками на стороне. Стив Хакетт, Эдди Хауэлл, Томас Болин, Брайан Ино, Brand X — вот лишь неполный список музыкантов, с кем он успел посотрудничать. Майк Резерфорд тоже не сидел без дела. Он с Филом помогал Стиву Хакетту — играл на бас-гитаре в его дебютном альбоме, плюс они совместно закончили сочинять песню "Shadow of Hierophant", разработанную на основе произведения, над которым они импровизировали ещё в лоно группы. Также Майк продолжал работать с первым гитаристом Genesis Энтони Филлипсом над его дебютником. К слову, Коллинз отметился и здесь, добавив свой голос в песни "Which Way the Wind Blows" и "God If I Saw Her Now" (дуэт с Вивьен Маколифф).

Таким образом, Тони Бэнкс был предоставлен сам себе. Сначала он попросил Тони Страттона-Смита проконтролировать работу над оркестрированным альбомом песен Genesis, впрочем всё застопорилось на начальной стадии планов. В итоге всё оставшееся время он потратил на сочинение новых песен - либо для Genesis, на случай, если группа продолжит свое существование, либо для своего сольного альбома. В частности им были сочинены цельные "Mad Man Moon", "A Trick of the Tail" и фрагменты "Dance on a Volcano", "Ripples" и "Entangled". Помимо них, он написал большую часть "Robbery, Assault & Battery".

Тони Бэнкс

К началу работы над альбомом у меня были уже законченные произведения. Майк и Стив принесли с собой лишь наработки, но и они, по сути, были закончены мной. Таким образом, как это не забавно, я отметился во всех песнях альбома.

Dance On a Volcano

Песня открывала для группы новую эру, она представляла публике возможность услышать Коллинза не только как барабанщика, но и как фронтмена, вокалиста, да еще исполняющего тяжелый материал. Уверенное вступление композиции демонстрировало, что группа Genesis, несмотря на уход важного участника группы, остаётся сильна как никогда. Звонкая 12-струнная гитара Майка подчеркивалась громоподобными фразами его же басовых педалей. Ритмическая фразировка Коллинза синхронизирована с партией лид-гитары Хакетта и клавишами Бэнкса. Звучание широкое и динамичное. В своем обзоре Дональд Гуариско отметил: « Здесь ярко выражено умение группы создавать кинематографическое настроение».

Песня и правда считается одной из сильных в творчестве Genesis — драматическое вступление переходит в настойчивый ритм в размере 7/8, благодаря чему создается необходимое напряжение, поверх которого Коллинз тут же демонстрирует свои вокальные способности и умение справляться с тяжелым материалом, благодаря уверенной подачи вступительного текста. К слову, в нём описывается опасный путь восхождения на метафорический вулкан.

Майк Резерфорд

Первая половина "Dance on a Volcano" родилась после импровизации. Это будто чудо какое-то. Вся группа играет, а ты вдруг находишь нужный рифф, который всё меняет. Я начал его наигрывать, тут Тони находит нужные аккорды, а когда ты играешь что-то новое и несколько раз повторяешь, то уже чувствуешь нечто особенное. Может, это звучит и банально, но сравнить можно с волшебством.
Песня отчасти воплотила всё то, что Genesis всегда умели делать: величественный и мощный вокал, интересный ритм, хорошая мелодия. Вступление наполнено драматизмом и волнением. Не уверен, что всё остальное было на высоте, но вступление и вообще начало песни, на мой взгляд, были сильными.
С уходом Питера между нами встал вызов. То есть твой следущий шаг должен быть не просто хорошим, а очень хорошим! При этом Питер был силен в некоторых областях, например, он прекрасно писал юмористические тексты. Конечно, я понимал, что подобные текстовые формы и приемы мы потеряли с его уходом, тем не менее нам надо было не оставлять эту область пустой. Во время работы сам испытывал внутреннее напряжение. Но, повторюсь, это был вызов. А лично я всегда раскрываюсь тогда, когда дела идут не очень хорошо… Для меня такая атмосфера наиболее располагает к работе.

Коллинз демонстрирует изобретательную игру на барабанах, мастерски согласуя меняющиеся ритмические рисунки песни. Здесь особенно ярко видно, почему Фила считают одним из лучших музыкантов.

"Dance on a Volcano" является одной из самых впечатляющих и сложных песен группы в музыкальном плане, поскольку в ней постоянно меняется ритм, размер, а заканчивается всё и вовсе джазовым инструментальным танцем под соло-гитару Стива Хакетта. Впрочем Тони Бэнкс не был в восторге от концовки, считая, что она сыграна не особо хорошо.

Вступление поздней повториться в заключительной части песни Los Endos, создавая эффект завешенности альбома. На концертах эти песни будут соединены друг с другом, а во время исполнения Коллинз садился за вторые барабаны и присоединялся к Честеру Томпсону.

Концертные исполнения:

1976, 1977, 1978, 1980, 1981, 1982, 1992 (отрывок). Песня стала ключевой на концертах, начиная с 1976 по 1982 года. В 1992 году она отрывочно исполнялась в составе большого попурри Old Medley.

Концертные записи:

Engtangled

Красивые вокальные гармонии, скользящие по контргармонии 12-струнной акустической гитары в исполнении Стива, Майка и Тони, воплощают в себе тему гипноза. Текст передаёт чувствительный вокал Коллинза. Classic Rock Review отметил, что в песне демонстрируется « неземной музыкальный ландшафт, похожий на старинные английские народные песни».

Тони Бэнкс

Стив сочинил прекрасный отрывок, но в нём отсутствовал припев. Плюс непонятно было, куда ему развиваться. Я взял этот отрывок и сочинил еще один, в размере 6/8, после чего мы соединили их и вставили вокальную партию туда, где раньше играло пианино. Возможно, это моя любимая песня альбома.

Музыку к куплету сочинил Стив Хакетт после экспериментов с легким акустическим звучанием 12-струнки. Это был один из самых сильных отрывков, написанных им. Текст был основан на картине его тогдашней подруги Ким Пур.

Стив Хакетт

Когда я только закончил текст и тут же показал его Филу перед исполнением, он сказал, что в нём есть что-то от Мэри Поппинс. Вообще надо сказать, что диснеевские мультфильмы и соответствующая музыка оказали огромное влияние на Genesis.

Коллинз продублировал свой вокал в куплетах поверх гармонирующей контрмелодии. Бэнкс сочинил секцию припева, изначально написанную на фортепиано в размере 6/8, чтобы идеально попасть с размером куплетов Хакетта. Поздней Тони добавил дополнительные гармонии в припев.

С 4:23 начинается вторая часть песни. Она полностью инструментальная и включает хоровое звучание, сыгранное Тони на The Arp Pro Solo.

Тони Бэнкс

Я тогда использовал синтезатор The Arp Pro Solo с чувствительным нажатием. То есть стоило сильно нажать на клавишу, получалось вибрато, и таким образом можно было получить очень высокую ноту, звучавшую, словно неистовый, мультяшный женский вокал.

Позднее Тони добавил дополнительные гармонии, используя уже звучание меллотрона. Захватывающая мелодия Тони плывёт по нежным гитарам Хакетта и Резерфорда, а басовые педали Майка придают ей глубину.

Прекрасное музыкальное произведение, демонстрирующее разносторонность группы и способность разных участников группы дополнять друг друга.

Сингл

-2

Песня выходила отдельным синглом в США и Канаде, в сокращенном виде (3:24), вместе с сокращенной версией "Ripples" на второй стороне. Для розничной версии сингла в мае 1976 года длительность обеих песен была восстановлена. Во Франции вышел отдельный сингл с песней "A Trick of the Tail" на второй стороне

Концертное исполнение:

1976.

Стив Хакетт

У нас было много 12-струнных гитар, которые имели свойство постоянно "расстраиваться" на концертах. Поэтому большую часть раннего материала было очень проблемно исполнять вживую.

Концертные записи

Не самое уверенное исполнение песни было записано 10 июля 1976 года в Стаффордшире, позднее выпущено в Genesis Archive №2. На ударных тогда на концертах выступал Билл Бруфорд.

-3

Squonk

Основу песни составляет мощный гитарный рифф Майка Резерфорда, сопровождаемый пульсирующим басом. Впрочем изначально Майк не был доволен этим риффом.

Майк Резерфорд

Я поначалу его не воспринял, а другие что-то в нём услышали: "Давай попробуем!" В общем сделали еще один дубль и получили то звучание, которое есть на альбоме.

Здесь также есть плотное, четкое и тяжелое звучание барабанов Фила.

Тони Бэнкс

Как-то мы с Майком отправились на машине в Германии и по радио зацепили песню. Мы тогда не особо держали ухо в остро, но то, что мы услышали нам чрезвычайно понравилось. Прежде всего то, как звучали барабаны. Это только потом мы поняли, что это Led Zeppelin и песня «Kashmir». Но до этого я ничего подобного никогда не слышал и мне очень хотелось, чтобы у нас барабаны звучали также масштабно. Мы проиграли песню Филу и сказали, что хотим такое же звучание для "Squonk". Честно скажу, оно не получилось. По крайней мере, в студии. На концертах мы играли песню медленнее и там всё звучало гораздо лучше.

У Genesis не было репутации группы с «хэви» песнями, даже несмотря на некоторые подобные попытки в альбоме "The Lamb Lies Down on Broadway". Тем не менее Майку было интересно исследовать эту музыкальную область. Они с Бэнксом сочинили песню под рабочим названием «Indians», изначально походившую на мелодию Led Zeppelin, что несомненно удовлетворяло Коллинза, для которого это была любимая группа в те времена. И пусть изначально Genesis планировали лишь отразить в своей песне подход и звучание «цеппелинов», в итоге они получили гибрид между двумя группами, в которой Бэнкс сочинил мягкую середину для перехода между главными секциями песни.

В тексте рассказывается история мифического существа под названием «сквонк», который растворяется в луже собственных слёз после того, как его схватил охотник. Коллинз здесь исполняет проникновенный вокал, немного блюзовый, для описания этого существа. Фактически это была первая вокальная запись Фила для альбома.

Майк Резерфорд

От исполнения этой песни у нас добавилось уверенность. Благодаря ей мы доказали и себе, и другим, что можем продолжать без Питера.

По словам Коллинза, песня является лидирующей в альбоме в музыкальном плане.

Концертное исполнение

1976, 1977, 1978, 1980, 1983/4 (отрывок). Squonk прочно закрепилась в сет-листе на протяжении нескольких туров, начиная с 1976 по 1980, а в 1977 году она открывала концерты. В 1983 году она стала частью попурри.

Концертные записи

-4

Mad Man Moon

Типичная для Тони Бэнкса рефлексивная композиция, которая сочетает в себе разные фортепианные темы, написанные им без центральной части. Центральная инструментальная часть содержит волнообразные мотивы на синтезаторе и фортепиано, позволяющие пространству Тони гармонично выражать себя необычными аккордами и гармониями.

Тони Бэнкс

Не побоюсь этого сказать, но, наверное, это женский трек. Меланхоличный. Когда сочинял, получал большое удовольствие, особенно текст. Бренчание посередине — вроде небольшое баловство, но если прислушаться, оно выходит за рамки моих игровых способностей

В своем тексте Бэнкс излагает философию необходимости уравновешивания контрастов в мире, а-ля то, что хорошо для одних — плохо для других. Его слова о нежелательном снегопаде в июне, судя по всему, являются отсылкой к погодному явлению в Великобритании, которые имели место 2 июня 1975 года, когда на значительной части страны случился снегопад. Вокал Коллинза — искренний и меланхоличный, но читается текст лучше, чем воспринимается. Фил не раз признавал, что ему были чужды тексты Тони и сложны его вокальные линии, «выходившие за рамки комфорта, особенно во время заучивания их в студии».

Размышляя над песней, Бэнкс в целом гордится результатом, назвав Mad Man Moon одной из своих любимых песен в творчестве группы.

Тони Бэнкс

Самая моя любимая последовательность аккордов происходит в концовке, это где-то в районе конца середины, переходящие в последний куплет. Воодушевляющие гармонии!

Журналист Крис Уэлч так резюмирует песню в Melody Maker: « Здесь мы имеем дело с классическим величием, которое кажется надуманным и неуверенным в руках некоторых недавно успешных супергрупп. Но в случае с Genesis — мы сталкиваемся с интеллектом и отличным музыкальным вкусом».

Robbery, Assault & Battery

Мрачно-юмористическая сюжетная песня, преимущественно сочиненная Тони Бэнксом. По сюжету вора ловят на месте кражи со взломом. Он стреляет в того, кто его поймал, но в итоге его начинает пресследовать полиция и, как полагается, арестовывает. Подобные сюжетные песни зачастую сочинялись при Питере Гэбриэле, в частности "Harold the Barrel", "Get'em Out By Friday" и "The Battle of Epping Forest". Вокальной подачей Коллинз привнёс частичку собственной интерпретации текста на манер Ловкого Плута (Arthur Dodger), которого он играл в детстве в постановке «Оливера».

Фил Коллинз

«Robbery, Assault and Battery» доказывает, что у нас всё ещё есть место для песен-историй, которыми известен Genesis.

Тони Бэнкс предлагает расширенную динамическую инструментальную часть в размере 13/8, оживляющую песню. В проотивном случае она казалась бы длиннее своих 6 минут, поскольку в ней много смен ритмов и размеров. Песня создает ощущение «лоскутного одеяла», будто Бэнкс склеил в ней несколько разных фрагментов, в надежде создать нечто удобоваримое целое. По итогу "Robbery, Assault & Battery" кажется перенасыщенной и хаотичной, многие поклонники считают её самой слабой в альбоме.

Видеоклип

Режиссером клипа является Брюс Гауэрс, ранее снявший «Богемскую рапсодию» для Queen. Помимо обычного и традиционного исполнения песни, видео включает в себя сюжетные сцены, разыгрываемые самими музыкантами.

Концертные исполнения

1976, 1977.

Песня позволила Коллинзу продемонстрировать свои актерские способности и перевоплощаться главного персонажа во время концертов.

Концертные записи

Ripples

Одна из самых красивых песен, записанных группой. В изящной атмосфере, созданной 12-струнными гитарами Хакетта и Резерфорда, Коллинз исполняет хрупкие вступительные строки, описывающие «девушек в голубом» (отсылка к одноименному стихотворению американского поэта Джона Кроу Рэнсома, где он обращается к школьницам, одетым в голубую школьную форму). Тема песни касается неконтролируемого старения и разрушительного воздействия времени. Впрочем первый вариант текста был довольно непристойный.

Майк Резерфорд

Всё, что у меня осталось от той версии, это «bluegirls come in every size» (девушки в голубом бывают разные). Подразумевалась школьная голубая форма в Англии, которую носили многие школьницы. И вот я закончил писать этот непристойный вариант Ripples, начал петь… и в итоге сочинил уже другую версию, ставшую окончательной. А первый вариант я никому не показывал. Уж слишком он извращенный.

Начиная со второго припева, вступают барабаны Коллинза. Этот момент позднее выделен Барбарой Шарон в издании Sounds: « Гипнотическая мелодия. Через какое-то время ты ловишь себя на мысли, что начинаешь ее напевать». Исполнение Коллинза довольно искреннее, его вокал парит над 12-струнными гитарами Стива и Майка, роялем Тони и изящной, сдержанной партией бас-гитары Майка.

Затем песня переходит в задумчивую среднюю часть, написанную Бэнксом и содержащую соло Хакетта на электрогитаре.

Стив Хакетт

Мне показалось, что в этом что-то есть такое интересное. Ну, я имею в виду гитарные комбинации. Моё и Майка исполнение на 12-струнной гитаре звучит как гитарное соло задом-наперед, которое вроде и плывёт дальше, но при этом даёт знак, что что-то слушателя еще ожидает впереди.

После середины песня возвращается к повторяющемуся припеву. Сочетание великолепных мелодий, красивых гармоний и исполнительского мастерства делают эту запись одной из самых совершенных в творчестве группы.

Сингл

-5

Укороченная до 3 минут версия песни выходила синглом в США и Канаде для исполнения на радио. Полная версия песни вышла в США в мае 1976 года. В Италии "Ripples" вышел отдельным синглом с песней "It's Yourself "на оборотной стороне. В Великобритании, напротив, "Ripples" находилась на оборотной стороне сингла «A Trick of the Tail».

Видеоклип

Режиссером и здесь был Брюс Гауэрс, правда, видео получилось без сюжета — обычное исполнение песни группой под фонограмму.

Концертные исполнения

1978, 1980, 1983/84 (отрывок), 2007

До тура 1978 года песня не исполнялась на концертах. В 1983 году её включили в состав Попурри. Когда Фил, Тони и Майк снова собрались вместе в 2007 году, они снова начали исполнять "Ripples", таким образом, она стала одним из ярких моментов реюньон-шоу.

Концертные записи

-6

A Trick of the Tail

Достаточно бодрая фортепианная песня в стиле Битлз, вдохновленная, судя по всему, песнями "Getting Better" и "Your Mother Should Know" ливерпульской четверки. В тексте Тони Бэнкса рассказывается история мифического зверя с рогами, который оказывается в современном городе вдали от своей родины. Его хватают и бросают в клетку, выставляя на показ там, где с ним будут плохо обращаться. Однако потом его выпускают и он приводит группу людей на свою родину. Дойдя до места, они видят золотой шпиль. Однако зверь исчезает, а вместе с ним — и мечты людей о сокровищах. Пожалуй, песню можно рассматривать как тонко замаскированный социальный комментарий на тему расизма и рабства. Идея текста возникла у Тони после прочтения «Наследников» Уильяма Голдинга.

На самом деле, история песни начинается где-то в 1972 году, еще до начала работы над альбомом «Foxtrot». Именно тогда предположительно Тони сочинил её первые наброски. Но уже позднее Бэнкс вернулся к ним, полагая, что песня придаст необычность и воспроизведет подход более ранних и нестандартных текстов Гэбриэла.

Тони Бэнкс

«A Trick of the Tail» была написана много лет назад, но с уходом Питера мне понравилась идея сделать что-то лайтовое.

Получившаяся песня — самая легкая и прямолинейная, очень приятная и лаконичная. Исполняя её, Коллинз в большей степени чувствовал себя комфортно во время интепретации причудливых текстов Тони. Пожалуй, это самая приближенная к поп-музыке песня со времен их дебютного альбома.

Сингл

-7

Песня вышла в марте 1976 года синглом в Великобритании и других частях Европы, однако большого успеха не имела. В Великобритании на оборотной стороне была песня "Ripples", а во Франции она стала би-сайдом сингла "Entangled".

Видеоклип

Видео было снято Брюсом Гауэрсом. В нём используются забавные спецэффекты: миниатюрный Коллинз в меховых ботинках, длинном шарфе, подтяжках, красной шапке, покуривая тонкую трубку, исследует рояль Бэнкса и гитару Хакетта. Позднее Фил признавался, что данный клип вызывает у него "ощущение стыда".

Los Endos

Заключительный трек альбома можно считать одним из самых сильных инструменталов в творчестве группы, в котором повторяются темы "Dance on a Volcano" и "Squonk" в концовке. Коллинз стремился сделать звучание Genesis более раскрепощенным, гибким. В то время он слушал много джаза и фьюжн-музыки и стремился их элементы внести в игру группы на контрасте с её традиционным композиционным и структурным подходом.

Фил Коллинз

"Los Endos" — первый пример, когда Genesis начали играть ту музыку, которую не играли раньше, а именно американскую музыку, отдаленно напоминающую Weather Report.

Вступление основано на мерцающих фразах мелотрона и взято из песни «It's Yourself», не вошедшей в альбом. Коллинз предложил растворить эту 3-аккордную последовательность быстрым ритмом латинского джаз-рока с повторением той же последовательности и синхронизацией гитары Хакетта с клавишными Бэнкса.

Стив Хакетт

Во вступлении можно услышать плавающую гитару. Собственно, так я её и записал. У меня в голове висела идея струнной мелодии, наподобии музыки для фильмов. Фил предложил добавить сюда бейон-бит, медленный ритм бразильского происхождения. Здесь быстрая атака и много нюансов в акцентах. И всё в этой цепи мыслей очень важно.

Тони Бэнкс

«Los Endos» получило свое развитие благодаря «Squonk» и другим отрывкам. Идею подкинул Фил, поскольку он тогда увлекался джаз-роком. Он хотел использовать все мелодии, звучавшие на протяжении альбома, но сделать их в другом стиле, добавить своей индивидуальности. В частности, он предложил взять фрагмент из "It's Yourself". Мы воспользовались её основным риффом, а дальше развитие пошло само собой. Во всех смыслах, это самая наша авантюрная песня.

Фил демонстрирует энергичную игру на барабанах, явно наслаждаясь свободой, которая даёт ему эта композиция.

Фил Коллинз

«Los Endos» — песня, в которой я принял наибольшее авторское участие. В ней я попытался смоделировать грув Аирто Морейры из песни «Promise of a Fisherman» Сантаны из его джаз-фьюжн альбома «Borboletta».

Поверх ритма Коллинз напевал импровизационную мелодию, которую позднее Бэнкс и Хакетт переводили для своих клавишных и гитарных партий.

Фил Коллинз

На самом деле, мелодия здесь не самая удачная, однако это была наша проба пера. Для меня было особенно здорово попробовать подобное именно вGenesis, а не в Brand X.

Мелодичные клавишные фразы перекликаются с гитарой Хакетта, воспроизводя риффы из «Squonk». Также в концовке можно услышать вокальную отсылку Коллинза к уходу Питера Гэбриэла, цитату строчки из текста заключительной части «Supper's Ready»: « There's an angel standing in the sun», « Free to get back home» (из "As Sure As Eggs is Eggs").

В общем и целом, группа была довольна сменой подхода, все участники называли «Los Endos» смелым своим произведением, которое на долгие годы станет основой их концертных выступлений.

Концертные выступления

1976, 1977, 1978, 1980, 1981, 1982, 1983, 1986, 2007. «Los Endos» играли в каждом туре с 1976 по 1986 года. С 1977 года в большинстве своем она была неразрывно связана с "Dance on a Volcano" и барабанным дуэтом Честера и Фила. Во время реюньона 2007 года «Los Endos» вернулась в сет-лист.

Концертные записи

It's Yourself

Эта медленная и изящная баллада-история о девушке-подростке, которая решает сбежать из дома. К слову, к этой теме Genesis еще вернётся позднее.

Всё начинается с акустической гитары, парящей над теплыми, басовыми педалями. Далее всё превращается в длинную и бесцельную, местами «кислотную» инструментальную часть в свободной форме.

Стив Хакетт

Песня чем-то похожа на Кенсингтонский рынок — это такое место, которое в середине 60-х было под пристальным вниманием всяких тусовок хиппи.

Изначально песня называлась "Beloved Summer", но потом она претерпела ряд изменений: в частности исчез куплет и инструментальная часть. По сути в песне отсутствует как таковое содержание. Есть только приятное звучание. Музыканты посчитали, что песня не соответствует качеству остального материала альбома, поэтому она не вошла в его финальную версию, однако использовали 3-аккордный бридж для вступления в Los Endos.

-8

Альбом «A Trick of the Tail» вышел 13 февраля 1976 года и занял 3-е место в Великобритании, повторив успех «Selling England by the Pound». Альбом продержался в чартах 39 недель. В США альбом смог достичь 31-го места, но несмотря на это мировые продажи смогли превысить показатели «The Lamb Lies Down on Broadway» и потихоньку облегчить финансовые трудности группы.

Обложку к альбому разработал Колин Элджи из Hipgnosis. В ней изображены персонажи из песен альбома.

Майк Резерфорд

A Trick of the Tail" очень аккуратный альбом. Я считаю, что в нем нет слабых мест. У меня есть любимые треки из него. Не было такого, чтобы я в какой-то период времени его переслушал и засомневался в качестве какой-то песни.
Выход альбома стал неожиданным поворотом для многих. Тогда мы для всех стали неудачниками: вот Гэбриэл ушел - у них нет будущего. А тут вышел альбом и людям понравились. Мы получили множество хороших отзывов. Нет, вру. Мы получили множество очень хороших отзывов.

Отзывы критиков и правда были хорошими. Барбара Шарон из Sounds писала: « Для достижения таких успешных результатов Genesis ничем не пожертвовали и себя не обманывали. Выживают только сильнейшие. Именно такой силой группа и обладает. Что сказать? Это триумф». Свои восторги высказал и Крис Уэлч в Melody Maker: « Время покажет, станет ли этот альбом привлекателен спустя много лет, как его ранние классические предшественники, а-ля Foxtrot. Но первые впечатления — это, безусловно, одна из лучших записанных и спродюсированных работ, которая носит отпечаток знака качества Genesis».

Тони Бэнкс

Отзывы альбома «The Lamb» были смешанным. Не помню, чтобы фанаты особо восторгались им в те времена, особенно по сравнению с "Foxtrot" или "Selling England By the Pound". И в этом плане у "A Trick of the Tail" был шанс. Думаю, те, для кого творчество Питера было сложным для понимания, предпочли именно новый альбом, поскольку он был не таким плотным. Замена Питера своим же участником сделало переходный период более плавным. Но возникал другой вопрос: как быть с туром? На концертах на Гэбриэле делался особый акцент, и его не хватка могла сказаться даже сильнее.

Впрочем это уже тема следующей главы. To be continued?