Найти тему
Жизнь с Музыкой

Излишний лиризм в поп-музыке. Когда это не слабость, а великодушие.

На днях исполняется 78 лет со дня рождения одного из известнейших исполнителей XX века – Джорджа Харрисона. Это был музыкант, который четыре десятилетия на предельно серьезных щах и с буддистской безмятежностью пел очень личные, прямо-таки интимные песни. Создавалось впечатление, что он (как и Майк Олдфилд), несколько зажимался на лайвах, вполне осознавая, что его материал – это совсем не арена-рок (кроме “ Got My Mind Set On You )”, и его следует воспринимать не в толкучке концертной площади, а в сокровенном одиночестве. Так что сегодня чуть-чуть побеседуем о лирических композициях и небрутальных исполнителях. Их песни могут показаться “сопливыми”, но для меня они звучат как антемы силы и великодушия.

Roy Orbison - You Got It (Mystery Girl, 1989)

Более 30 лет как с нами нет потрясающего певца, воспевавшего неразделенную любовь, удивительного драматического исполнителя Роя Орбисона. Мало кто его помнит в наше время, помнят только Pretty Woman , обычно не зная исполнителя. Но 60 лет назад Рой был культовой личностью. Он ухитрился диаметрально развернуть понимание привлекательности концертного исполнителя – на сцене он не бегал, инструменты не разбивал, а всего лишь застенчиво стоял и просто пел – неуклюжий, не очень-то привлекательный внешне, в огромных очках. Вот только харизму он излучал такую, что целый Джон Леннон раздраженно выпроваживал его со сцены после пятого выхода на бис, потому что слушатели хотели Орбисона больше чем Beatles.

Как и большинство истинных лирических героев, он за свою певческую карьеру перенес огромное число драматических эпизодов и за свою популярность заплатил сполна. Он умер едва за 50, как раз в то время, когда его нес на крыльях новый виток признания с супер-группой Traveling Wilburys . Довольно увлекательно читать высказывания о нем других людей – все, кто его знал, с кем он делил сцену или студию – говорили о нем как об удивительном чуде. Я с трепетом исполняю эту песню на гитарных посиделках, и надеюсь что еще вернусь к нему на своем канале.

Troggs - Love Is All Around (Au, 1989, оригинал – 1967)

Мне всегда было интересно, почему некоторые композиции взлетают не сразу, а с нескольких попыток, или же вообще после перепевок новыми, более мейнстримовыми группами. Иногда это вполне приемлемо (например, " Volare " в трактовке Gipsy Kings ), но намного чаще это просто возмутительно и отвратительно (как, например, получилось с “ Everytime We Touch ” Maggie Reilly ). Так получилось и песней “Love Is All Around”. У всех на слуху кавер на нее от коллектива Wet Wet Wet . И после этого я просто обалдел, когда послушал первоначальный вариант от Troggs. Серьезно, это тест развития ушей – сопоставьте Troggs с хотя бы несколькими из множества ее перепевок и убедитесь, что эти каверы фальшивы и начисто сливают оригиналу. Версия Troggs – это расслабленное блаженство от встречи рассвета с любимой после довольно страстной ночи. Очень умиротворенная, интимная, искренняя и неприкрытая вещь, и исполняется она как благодарность. Так я ее воспринимаю.

Справедливость требует упомянуть, что сами Troggs услышали свою вещь лишь с третьей попытки. Первая версия с альбома" Cellophane " (1968) не была похожа на хит. Вторая версия (" Wild Thing ", 1979) была уже принципиально лучше, но игралась слишком быстро. А в 1989 году группа опять взялась за напильник и наконец дошлифовала свой шедевр. Эта версия вошла в альбом " Au ", а затем и в сборник " All The Hits ” (1991), вполне заслуженно.

А как ее исполнили те же Wet Wet Wet , явно заранее услышав все эти три варианта? Сохранили ли он хоть каплю ее очарования, обезоруживающего слушателя? Или просто опопсили материал, раздавив его грязным ботинком? А что сотворили с этим цветком глухие товарищи из R . E . M .? Но зато это популярные группы, их знают все. А кто помнит Троглодитов? Единицы. Но в любом случае, спасибо им за все. А Регу Пресли – троглодиту-певцу, скончавшемуся 7 лет назад – персональный поклон и входной билет в особый рай для панк-рокеров.

Crowded House - Fall at Your Feet (Woodface, 1991)

Так все же – имеет ли право мужчина проявлять слабость, быть ранимым? Если может, то только сам по себе, или он имеет право на выражение этого? Имеет ли он право быть уязвимым перед женщиной? Если нет… то группа Crowded House и эта песня не появились бы на свет.

Сколько пафосных текстов создано за тысячи лет о любви. И как хорошо, что все можно сказать тише и скромнее – пением романтика Нила Финна. Я тоже иногда исполняю эту песню на гитарных посиделках и всегда стараюсь, чтобы люди прониклись ее обезоруживающей искренностью и очарованием.

-2

В конечном итоге, я считаю так – музыка возвеличивает и окупает все человеческие слабости. Даже робость, покорность, то, что может считаться малодушием, в музыке раскрывается и становится силой, если идет от вдохновения автора.

Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!