Найти в Дзене
частные суждения

Откуда такая разница между советскими героями и американскими «супергероями»?

Небезызвестный Гоблин, да и многие другие личности старшего поколения порой сильно возмущаются вполне реальному и отчётливо наблюдаемому факту — американские образы супергероев не имеют ничего общего с привычными для них героями. В советском и российском сознании героем является тот, кто жертвуя собственной жизнью спасает людей. В американской массовой культуре супергерои тоже могут совершать благие дела и даже обязаны это делать — они же не суперзлодеи, которым плевать на жизни жалких людишек. Но поскольку любой супергерой заведомо обладает сверхчеловеческими возможностями (неважно, врождёнными или обретёнными в результате мутации, благодаря суперкостюму со встроенными гаджетами и т.д.), то для него совершать подобные подвиги труда не представляет. А значит, для советско-российского менталитета он вовсе не является героем.

Героические американские солдаты на Иводзиме.
Героические американские солдаты на Иводзиме.

Нужно сказать, что у американцев тоже есть представление о подвиге, совершаемом на войне или в мирной жизни, например в какой-нибудь чрезвычайной ситуации. И героев, эти подвиги совершавших, у них хватает. Равно как и фильмов, книг и прочего контента, посвящённого таким подвигам. Но это простые, обычные герои, а не персонажи комиксов про супергероев. Чтобы разобраться, откуда вообще взялся этот феномен, нужно вернуться к самим истокам современной культуры, а именно — в античность.

Геракл. Кадр из одноимённого фильма 2014 года.
Геракл. Кадр из одноимённого фильма 2014 года.

Как раз герои греческих мифов очень похожи на персонажей американских комиксов. Они изначально владеют сверхчеловеческой силой, отвагой и умениями. Откуда у них всё это взялось? Всё просто — все они дети богов. То есть полукровки, родившиеся от любовной связи какого-нибудь жителя Олимпа и земной женщины. Подобный образ есть и в Ветхом завете. В книге Бытия, глава 6 стих 4, написано: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (синодальный перевод Библии).

Голиаф и Давид.
Голиаф и Давид.

К примеру, Голиаф, огромный воин-филистимлянин, на битву против которого выходил простой пастух Давид, считается потомком именно такого исполина. По нему видно, что герои (в античном смысле) из Библии могли сражаться на любой стороне, в том числе и за заведомое зло, каковым с точки зрения древних иудеев являлись их поработители — филистимляне. Точно также люди со сверхспособностями в американской массовой культуре могут быть как супергероями, так и суперзлодеями.

Харли Квинн, весёлая суперзлодейка. Фанарт.
Харли Квинн, весёлая суперзлодейка. Фанарт.

Откуда в таком случае взялось иное понимание героя — обычного человека, который жертвует жизнью для спасения других людей? Из христианской культуры. Это приспособленный к нерелигиозному формату образ святого мученика. Впрочем, даже если совершивший подвиг человек вообще не крещён и о Христе ничего не знает, от этого его деяние не становится менее угодным Богу, поскольку в Евангелии от Иоанна сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (гл. 15 стих 13, синодальный перевод).

Самсон рушит колонны храма Дагона.
Самсон рушит колонны храма Дагона.

Промежуточным образом, сочетавшим в себе оба типа героя, был ветхозаветный богатырь Самсон. Подобно греческому герою, он наделён сверхчеловеческой силой и геройским атрибутом (длинными волосами), воплощавшими эту силу. И притом он жертвует собой для спасения своего народа, тем самым поступая как настоящий христианский святой. Но в последующем в христианской культуре эта линия «двойного» героизма угасла. Христианские мученики обычно даже обычную, человеческую силу не всегда применяют, смиряясь перед волей Божьей. Исключения есть (к примеру, православный святой Илья Муромец), но они погоды не делают.

Чудо-женщина, дочь Ипполиты, царицы амазонок. Фанарт.
Чудо-женщина, дочь Ипполиты, царицы амазонок. Фанарт.

То есть американская культура в образе супергероев возрождает классический, античный образ героя — прямого потомка одного из богов, наделённого сверхъестественной силой. Самым первым можно считать Супермена (первый комикс с его участием вышел в 1938 году), который действительно имеет нечеловеческое происхождение, поскольку родился на планете Криптон. Появившаяся через три года после Супермена Чудо-женщина и вовсе из племени легендарных амозонок. Она в самом деле жила в мире античных богов и сама является их потомком, здесь корни образа супер-персонажа максимально обнажены.

Доктор Манхэттен, порождение научного эксперимента.
Доктор Манхэттен, порождение научного эксперимента.

В современных американских комиксах хватает и натуральных языческих богов, таких как Тор, Локи и прочие персонажи скандинавской мифологии. Однако с ними на равных соседствуют супергерои техногенного происхождения. А самым сильным супергероем считается Доктор Манхэттен, обретший свои суперспособности во время лабораторного опыта. Можно сказать, что нынешнему массовому сознанию вопрос о происхождении супергероев в принципе не важен. И то, чем они занимаются, относится древнему жанру эпических приключений, а вовсе не к житиям христианских мучеников, которые послужили базисом для советских героических персонажей. Отсюда и впечатляющая разница между этими двумя культурными явлениями.