Большую часть статей в моём блоге я посвящаю литературе, но иногда позволяю себе "заползти" в музыку и проанализировать тексты известных песен. (Разборы песен Наутилуса "Утро Полины", "Одинокая птица", Пикника "У шамана три руки").
Я думаю, что вы не раз слышали, как ругают современную музыку, ссылаясь на то, что там ужасные тексты, сплошняком идут алкоголь, тусовки, бессмысленные сочетания звуков и букв, а тут ещё и мамбл прилетел, когда рэперы и певцы слова не проговаривают. Казалось бы, конец света, мрак, ужасное поколение и чем там ещё во все века крыли молодёжь.
Во-первых, мне кажется важным отметить, что не вся музыка, которую производят современные исполнители, бессмысленная и бездарная. Есть (пусть их и не пруд пруди, но они есть) авторы песен, которые стремятся создавать качественные тексты. Другой вопрос, что зачастую они менее известны. Для ознакомления несколько треков, тексты которых я считаю достойными вашего внимания.
Во-вторых, те песни, которые оказываются на слуху и порождают ошибочное представление о том, что вся музыка, которую слушает молодёжь, безобразна до отвращения, чаще всего представляют из себя попсу в новом её понимании. Что я имею в виду под попсой нового времени. В эту категорию попадают песни: а) обладающие простым и запоминающимся мотивом ("Любимка" Нилетто, "Витаминка" Тимы Белорусских) и нещадно эксплуатирующие тему любви;
б) бронебойные биты, под которые можно покачать головой в клубе, представить себя крутым и добившимся всего человеком вслед за уверенно рассказывающим про это рэпером (Моргенштерн "Cadillac", Элджей "Минимал");
в) то, что я называю песнями с нотками сарказма. Сюда можно отнести Little Big, если брать в расчёт ироничные клипы группы, Монеточку. Последнюю вряд ли, конечно, можно упрекнуть в плохих текстах. У Gone.Fludd был всем полюбившийся "Мамбл", который высмеивал новую школу рэпа, представители которой не любят чётко проговаривать слова.
Конечно, везде бывают исключения, да я и не претендую на научную классификацию. Пункт "в" я особо обсуждать не буду, ведь именно среди попавших туда песен встречаются наиболее неплохие примеры работы с текстом.
Песни о любви с запоминающимся мотивом работали, работают и будут работать просто потому, что большая часть людей на этой планете хочет любить и быть любимыми. Люди вообще склонны хорошо принимать те произведения, которые так или иначе соотносятся с их опытом и чувствами. Возьмём теперь молодых людей. У них нет богатого эмоционального и жизненного опыта, большинству только предстоит его накопить. Банальности, которыми изобилуют тексты популярных песен, большинству из них искренне могут не казаться банальными. Сами посудите, если впервые видишь фильм "Джокер", не зная досконально фильмографию Скорсезе, то у тебя и мысли не возникнет, что многие кадры, сцены и даже сюжетные линии оттуда стянуты.
Кроме того, простой и незамысловатый текст способствует тому, что песне уже после первого прослушивания начинают подпевать. А дальше работает психологический эффект: чем больше нам что-то знакомо, тем больше оно нам нравится.
Но я к чему это всё. Чтобы песня нравилась миллионам слушателей, чтобы она отзывалась в их сердце, песня вообще не обязательно должна быть хорошо написана. Там не обязана излагаться философия Гегеля в сжатом виде, не обязаны там присутствовать сложные метафоры и образы. Зачастую большинству слушателей это и не нужно. Музыка воздействует больше на наши эмоции, чем на наш разум (не в 100% случаев, опять же). Но согласитесь, что девочка в 14 лет с удовольствием поплачет под незамысловатую песенку о неразделённой любви. Так почему тогда таких песен не должно существовать? Если они нужны, если они востребованы, они будут появляться. И дело тут не только в законах рынка. Многим современным исполнителям не больше 25 лет, а кому-то еле исполнилось 18. Как вы думаете, успели ли они накопить богатый культурный опыт, научиться писать хорошие тексты? Кто-то успел, конечно, но остальным хватает существующих знаний и умений, ведь опыт их аудитории ещё меньше того, который есть у самих исполнителей.
Теперь перейдём к пункту "б". Я уже сказала, что под такие песни очень здорово потанцевать в клубе, на вечеринке и т.д. Как работают они? Тут большую роль играет бит, а в самом бите - ударная партия. И эту мысль озвучил Слава Мэрлоу, саунд-продюсер Моргенштерна, проще говоря, создатель музыки ко многим его песням. Трек должен "качать". Люди, пришедшие в клуб, хотят от души повеселиться. Вряд ли им захочется слушать нечто сложное и грустное.
Что ещё важно для музыки такого типа? Образ и харизма исполнителя. Да, у рэпера есть полное право делать вид, что он успешный, богатый, окружён лучшим из лучшего. Зачем? Мне кажется, что уверенность исполнителя, хорошее настроение передаются через его голос и заряжают энергией слушателя. И текст может быть самым что ни на есть банальным и бессмысленным. Потому что не в нём дело. Так, у Моргенштерна половину текста в песне вообще не разобрать. Ты понимаешь только некоторые акцентные слова. Но его песни работают именно из-за харизмы, пуленепробиваемой уверенности в себе и трикстерского образа артиста, который очень привлекает тех, кто не может позволить себе в реальной жизни то, что может Моргенштерн. А расслабиться и позволить себе больше во время вечеринки - святое дело.
Таким образом, зачастую главным в песне становится не текст. Как мне кажется, бОльшую роль играют музыка и "посыл" - общее настроение трека и энергия исполнителя.
В любом случае, я не оправдываю грамматические и лексические ошибки, совсем уж плохо построенные фразы. Просто имейте в виду, что этим страдают не только молодёжные исполнители. Даже у Наутилуса в "Утре Полины" Бутусов поёт "зажгёт", а не "зажжёт".
На вопрос же, должен ли у песни обязательно быть хороший текст, я уверенно и спокойно отвечаю - нет, не обязательно. Песня может работать и быть востребованной и без него.
А что вы думаете по этому поводу?
Не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал !
#музыка #моргенштерн #анализ песен #рэп #поп-музыка #тима белорусских #slava marlow #элджей #niletto #gone.fludd