Найти тему
Буддизм. Amida Times.

Возрождение в Чистой Земле и «становление Буддой» (окончание)

Приветствую всех читателей и подписчиков данного канала!

В сегодняшней статье я привожу окончание перевода главы из книги Эйкена Кобая "ПОНИМАНИЕ ДЗЁДО-СИНСЮ", начало которой было выложено в предыдущей статье.

Приятного и познавательного чтения!

----------------------------------

В конечном итоге, Достопочтенный Учитель трактовал «отрывок о завершении Изначального Обета» как получение блага возрождения в Чистой Земле, т. е. вступление в «братство благой непоколебимой уверенности» (сёдзёдзю), достижение «стадии не-возвращения» (футайтен). Это происходит, когда мы обретаем Веру-Синдзин. Другими словами, он делал упор на то, что мы будем «спасены» именно в этом мире, при нашей жизни, но не то, что мы «возродимся в Чистой Земле» одновременно пребывая в этом мире. В Письме 13 «Маттосё» мы можем прочесть:

Достижение стадии «не-возвращения» до возрождения в Чистой Земле значит вступление в «братство благой непоколебимой уверенности».

Здесь Достопочтенный Учитель делает акцент не на «возрождение в Чистой Земле», но на вступлении в «братство благой непоколебимой уверенности», имея в виду наше пребывание в этом мире.

Изображение взято с сайта www.pinterest.ru.
Изображение взято с сайта www.pinterest.ru.

Далее, в Письме 12 «Маттосё» Синран писал:

Жизнь моя клонится к закату. Я уверен, что окажусь в Чистой Земле раньше вас, поэтому обязательно буду ждать вас там.

Из этого отрывка видно, что возрождение в Чистой Земле рассматривается Синраном не как событие, случающееся здесь и сейчас, при жизни, а как то, что произойдёт с ним после окончания срока его жизни в этом мире.

Все рассмотренные нами цитаты однозначно указывают на то, что при жизни мы вступаем в «братство непоколебимой уверенности», другими словами, достигаем стадии «не-возвращения» или Истинного Определения, но никак не «возрождаемся в Чистой Земле в настоящем». Вот почему десятое из Десяти благ Веры, обретаемых при жизни, перечисленных в главе О Вере «Кёгёсинсё», называется «Благом вступления в братство благой непоколебимой уверенности», а не «Благом возрождения в Чистой Земле».

Теперь рассмотрим проблему «становления Буддой в настоящем (при жизни)» (гэнзэй дзёбуцу). Считается, что основанием для этой ошибки является цитата из «Кэгон-кё» («Сутра цветочной гирлянды») в главе О Вере «Кёгёсинсё» :

Кто слышит Дхарму,
Кто радуется обретению Веры-Синдзин
И не питает ни единой мысли сомнения,
Тот вскоре непременно достигнет несравненного Просветления
И будет стоять в одном ряду с Татхагатами как равный им.

В «Дзёдо васан» Достопочтенный Учитель писал:

Чьё сердце наполнено радостной Верой
Воистину равен Татхагате.
Разум Истинной Веры
И есть природа Будды,
А природа Будды и есть Татхагата.

В Письме 3 «Маттосё» Синран писал:

Знайте, что тех, кто обладает Истинной Верой-Синдзин, можно назвать равными Татхагатам, так как, хотя они нечисты и всегда создают дурную карму, их сердце и разум уже равны Татхагатам. ... В «Хандзю-сан» («Восхваление появлению Будды») Мастер из храма Комё объяснил, что сердца тех, кто обрёл Веру-Синдзин, уже пребывают в Чистой Земле. «Пребывать» означает, что сердца обретших Истинную Веру всегда находятся в Стране Будды. ... Они подобны бодхисаттве Мироку, они достигли состояния «тосёгаку», и поэтому те, кто обрели Веру-Синдзин, равны Татхагатам.

Именно благодаря таким отрывкам может возникнуть ошибочное мнение, что мы можем стать Буддами в настоящем или, что мы можем при жизни обрести достоинства будд или какие-либо их характеристики.

Да, Достопочтенный Учитель действительно говорит: «Те, кто обрели Веру-Синдзин, равны Татхагатам» , но это не означает, что обретение Веры-Синдзин есть достижение Просветления в настоящем. Можно вспомнить, например, уже приводившееся ранее следующее утверждение Достопочтенного Учителя из главы О Вере «Кёгёсинсё»:

Как прискорбно, что я, Гутоку Ран, тонущий в безбрежном море похоти и переполненный, подобными огромной горе, желаниями славы и богатства...

А также из «Сёдзомацу Васан»:

Свою порочность отринуть мне слишком сложно;
Этот ум похож на полную змей и скорпионов яму.
Совершение добрых дел тоже подвержено их яду,
И потому эта практика зовётся фальшивой, ложной.

Кроме того, из «Ичинэн танэн мон'и»:

Термин «бомбу» означает живых существ, исполненных невежества и слепых страстей. Наши желания бесчисленны. Гнев, злоба, ревность и зависть возникают в нас без конца, управляют нами. Они не прекращаются, не исчезают и не исчерпываются до самого последнего момента нашей жизни.

Во всех этих отрывках Достопочтенный Мастер, благодаря глубокому самоанализу, обусловленному обретением им Истинной Веры-Синдзин, основанной на «исключительно Силе Будды [Амиды]», сетует на своё невежество, низменные страсти и порочность своей природы. Он остро ощущает, что до самой смерти никогда не сможет преодолеть все эти препятствия. Он подчёркивает, что не сможет стать Буддой в этом мире и не сможет даже приблизиться к состоянию Будды. Это явствует из первой части уже упоминавшегося ранее «двойного откровения» (нисю-дзинсин), которая звучит так: «Я представляю собой злое существо, вечно перерождающееся и страдающее в мире иллюзий, не имеющее абсолютно никакой возможности достичь мира Просветления» (ки-но-дзинсин). Это утверждение показывает нам осознание Синраном того, что действие слепых страстей и злой кармы будет продолжаться даже после обретения нами Истинной Веры-Синдзин.

В главе О Преобразованной Чистой Земле «Кёгёсинсё» Достопочтенный Учитель написал:

Будда Шакьямуни учил, что достичь Просветления при жизни можно следуя Пути Мудрецов или Пути Сложных Практик. ... Достичь Просветления в Чистом Царстве Безмятежного Существования можно придерживаясь Пути Чистой Земли или Пути Лёгкой Практики.

Здесь объясняется, что стать Буддой в этом мире можно только следуя Пути Мудрецов, а Путь, ведущий к достижению состояния Будды через возрождение в Чистом Царстве Безмятежного Существования называется Путём Чистой Земли.

В «Дзёдо Васан» Достопочтенный Мастер написал:
Почему Татхагата — это Нирвана,
Почему Нирвана именуется природой Будды,
Не будет осознано, пока человек — «бомбу»,
Но в Земле Оберегаемого Мира — будет!

В «Ньясюцу Нимон-гэ» («Гимны о входе и выходе из Двойных Врат») говорится следующее:

Те, кто «исполнены слепых страстей», могут достичь Нирваны, не искореняя их. ... Это — благо естественной Нирваны (в отличие от Нирваны, достигаемой путём отсечения низменных страстей).

Здесь говорится, что не в наших силах стать Просветлёнными в этом мире. Достопочтенный Учитель указывал, что только после возрождения в Чистой Земле мы можем стать Буддами, что мы достигнем Нирваны только возродившись в Чистой Земле.

В «Сёдзомацу Васан» сказано:

Те, кто, благодаря двойному «переносу заслуг» Будды Амиды,
Истинную Веру-Синдзин обретут,
Достигнут в настоящем состояния «тосёгаку»
И более никогда не лишатся его.
Достигшие состояния «тосёгаку» на основе Обета,
Обещающего через Нэмбуцу возрождение в Чистой Земле,
Равны бодхисаттве Мироку
И достигнут [в Чистой Земле] Великого Просветления.
Обретшие Истинную Веру-Синдзин
Вступают в «братство благой непоколебимой уверенности».
Они равны бодхисаттве Мироку
И достигнут [в Чистой Земле] Совершенного Просветления.

Здесь Достопочтенный Мастер утверждает, что обретшие Веру-Синдзин «равны бодхисаттве Мироку». Это означает, что те, обрели Веру-Синдзин, станут Буддой, возродившись в Чистой Земле. Однако это не означает, что они будут обладать теми же добродетелями, что и Мироку Босацу, который достиг 51-й ступени Пути Бодхисаттв, искоренив большинство своих низменных страстей и устранив невежество.

В связи с этим, к термину «тосёгаку» в первом из трёх вышеприведённых васан существует следующий комментарий: «[Это значит] быть включённым в «братство благой непоколебимой уверенности» тех, чьё возрождение в Чистой Земле полностью определено» . Из этого комментария ясно, что Достопочтенный Учитель имел в виду не достижение нами 51-й ступени Пути Бодхисаттв, а гарантию нашего возрождения в Чистой Земле, даже когда мы продолжаем оставаться «невежественными существами, исполненными слепых страстей». Об этом же в Письме 15 «Маттосё» можно прочесть следующее:

В сутрах говорится, что обретшие Истинную Веру-Синдзин, обязательно станут Буддой и, следовательно, равны Татхагатам. Это подобно отношению к Майтрее как к Будде, даже если он ещё не достиг состояния Будды, так как он, несомненно, достигнет его.

Итак, обретшие Истинную Веру-Синдзин обязательно станут буддами, и именно поэтому их называют «равными Татхагатам». Это, однако, не означает, что они являются Буддами здесь и сейчас, что они обладают добродетелями, подобными добродетелям Будд. Точно так же, когда об обретших Синдзин говорят, что они «равны Мироку Босацу», это означает, что они гарантированно достигнут состояния Будды, но ни в коем случае не то, что они уже обладают достоинствами 51-й ступени Пути Бодхисаттв.

В дополнение к вышесказанному, в Письме 4 «Маттосё» также содержится фраза «равны Татхагатам» и указание на то, что Шакьямуни восхваляет их следующими словами:

Обретшие Веру-Синдзин являются моими хорошими и близкими друзьями.

Кроме того, поскольку 17-й обет гласит, что все Будды в десяти направлениях будут восхвалять Амиду, некоторые люди интерпретируют это как означающее, что Достопочтенный Мастер призывает нас достижению состояния Будды при жизни. Такое утверждение неверно, так как «Благо быть восхваляемым всеми Буддами» — это пятое из «Десяти благ Веры, обретаемых при жизни» и является ещё одним указанием на пользу от вхождение в «братство благой непоколебимой уверенности», что описано в главе О Вере «Кёгёсинсё» . Таким образом, это всего лишь одно из благ от пребывания в «братство благой непоколебимой уверенности», и не означает, что мы становимся Буддой в этом мире.

В «Ичинэн танэн мон'и» Достопочтенный Учитель указывал, что термин «братство благой непоколебимой уверенности» (гэнсё сёдзёдзю) имеет два значения:

  • что наше возрождение в Чистой Земле полностью гарантировано, и
  • возродившись там, мы совершенно точно достигнем состояния Будды.

Итак, следует уяснить, что термин «одзё», означающий «возрождение» указывает нам на то, что наше возрождение в Чистой Земле полностью определяется при жизни, в настоящем, а не то, что мы окажемся там, ещё находясь в этом мире. То есть Буддами мы станем в будущем, но никак не здесь и сейчас.