По островному мелководью семенит стыдливый краб (представителей семейства Calappidae так называют за манеру прикрывать широкими клешнями мордочку). За ним – бесстыжий рыб. Он держится от краба на почтительном расстоянии 20–30 см. Если краб останавливается и закапывается в песок, рыба тоже прикапывается рядышком и смотрит. Иногда совсем рядышком, в сантиметре от краба, и смотрит очень пристально. Когда краб выкапывается и отправляется дальше, рыба не упускает шанса словить рачков и червячков, укрывавшихся в песке, пока его не взбаламутил краб. Поев, рыбеха вновь идет за крабом, словно сталкер.
Вернер де Гир, сотрудник Центра биоразнообразия Naturalis в Лейдене (Нидерланды), лично наблюдал такие сцены у Малых Антильских островов Кюрасао и Бонайре в южной части Карибского моря. За крабами Cryptosoma balguerii и Calappa ocellata там плыли камбалы Syacium micrurum и Bothus maculiferus , а также губаны Xyrichtys novacula и Halichoeres bivitattus .
В отличие от камбал – пассивных преследователей – губаны активно елозили вокруг своих крабов и не стеснялись подпихивать их, когда те замирали под песком: шуруй давай, ракообразное, песочек баламуть! Такое поведение ставит стыдливых крабов как минимум в неловкое положение, а в худшем случае и под угрозу: бредущий краб – легкая добыча для быстрых осьминогов, объясняет де Гир.
Подобные преследования лишь один раз описывались в научной литературе: в 1980-х годах у Канарских островов – на другом конце Атлантики – за стыдливыми крабами Cryptosoma cristatum плавали камбалы и морские драконы. Но то были нерегулярные наблюдения, а карибские крабы подвергаются преследованиям со стороны рыб довольно часто – более половины крабов (два десятка особей), замеченных де Гиром и коллегами, имели за собой «хвост».
Обычно в отношениях пищевого характера между рыбами и ракообразными именно последние питаются за счет первых, будь то креветка-чистильщик , подъедающая паразитов с кожи клиента, или языковая мокрица – сама по себе паразит. Здесь же перед нами редкий обратный пример: рыба питается за счет ракообразного. К тому же происходит это все не на рифах, где рыбо-раковые симбиозы встречаются часто, а на песчаном мелководье.
Стыдливые крабы широко распространены в тропических и умеренных водах, а рыбы так вообще повсюду, и сталкинг с их стороны может быть не столь уж редким феноменом, полагает Вернер де Гир. Вполне возможно, прямо сейчас у вас за спиной притаилась бесстыжая рыбина – и смотрит на вас пристально. Шуруй давай, человекообразное, неси мне червячка.
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Ecology (de Gier et al., 2020). Почитайте также о том, как злодей-дунклеостей маньячил в девонских морях.