Золотые ворота во Владимире хорошо известны не только жителям города, но и многочисленным туристам Золотого кольца. Это редчайший пример белокаменного оборонительного зодчества Северо-Восточной (Залесской) Руси. Многие знают, что они были построены по примеру Золотых ворот в Киеве. Кто-то в курсе того, что изначальным примером для подражания послужили Золотые ворота в Константинополе (современный Стамбул). Ну а где же все первоисточник? И насколько вообще схожи между собой все эти Золотые ворота?
Он мечтал жить в Вышгороде…
Как известно, князь Владимиро-Суздальского княжества Андрей Боголюбский (около 1125-1174) после того, как его отца Юрия Долгорукого отравили на пиру у некоего Петрилы киевские бояре (на то были веские причины), жестоко разграбил «мать городов русских». Но затем Андрей «сел на престол» не в Киеве, а в Залесской Руси: он боялся повторить участь отца – погибнуть от рук бояр и других русских князей, возмущенных лишением их традиционных прав и, говоря современным языком, репрессиями против них со стороны центральных властей.
Свою резиденцию он обустроил в новом городе Боголюбове по примеру резиденции киевских князей в Вышгороде. (Правда, как мы знаем, бояре нашли и замочили самодержца даже там). А самому Киеву Андрей вознамерился уподобить город Владимир: не случайно реки вокруг него были названы по наименованию киевских рек: Лыбедь, Ирпень, Почайна.
Понты дороже денег…
Более того, князь захотел превзойти Киев, возводя постройки из белого камня, строительство которых обходилось в 10 раз дороже, чем создание аналогичных зданий из кирпича! Не стали исключением и Золотые ворота, скопированные с аналогичных ворот, построенных в Киеве из кирпича примерно на век раньше при князе Ярославе Мудром.
В тот период город Владимир очень сильно разросся – как раз благодаря притоку населения из Среднего Поднепровья: прежде всего, из Киева, Чернигова и Переяславля. В 1158-1164 годах к существовавшим ранее Печернему городу Владимира Мономаха (построен в 1108 году) и владимирскому посаду (стал позже известен как Ветшаный город) был пристроен Новый город.
Длина новой линии крепостных стен и валов Владимира превысила 7 километров, то есть больше, чем в Новгороде или самом Киеве! Возведенный при Андрее Боголюбском Козлов вал достигал высоты 9 метров (в сохранившейся части он и сейчас имеет высоту не менее 6 метров), глубина рва перед ним достигала глубины 8 метров, а ширина – 22 метров. Составной частью этих новых укреплений и стали Золотые ворота.
Они также были построены около 1158-1164 годов и с тех пор претерпели множество перестроек. Сейчас они представляют собой прямоугольную башню с надвратной церковью Положения риз Богоматери общей высотой 25 м. Это храм рубежа XVIII - XIX веков, так как изначальная надвратная церковь XII века не сохранилась. Золотые ворота, как и их ранние предшественники, выполняли не только оборонительную, но и представительскую функции.
…и людей
Фактически это был аналог античных триумфальных арок – парадных въездов в город. Первоначальная высота арки владимирских Золотых ворот достигала 14 метров, что не просто избыточно для чисто оборонительного сооружения, но и создает прямую опасность при осаде города.
Как и киевские, владимирские Золотые ворота были вписаны в геометрически выверенный план города. Их пролет равен ширине главного нефа Успенского собора, так же как пролет Золотых Ворот в Киеве равен ширине главного нефа Софии Киевской. Название сооружения оправдывалось тяжелыми дубовыми створами, которые были покрыты листами золоченой меди.
При открытии ворот произошла символичная история, сродни Ходынке на 300-летие дома Романовых. Андрей Боголюбский повелел закончить их строительство к празднику Успения – 15 августа (как видим, любовь «сдавать объекты к памятной дате» существует в нашей стране не один век). В результате известь не успела схватиться, и тяжелые створы выпали из креплений, придавив собой нескольких человек (скорей всего, насмерть или сильно покалечив их).
«И падоша на люди, и покрыти 12 мужа» - так об этом говорится в Сказании о чудесах Владимирской иконы. Возможно, обрушился даже сам свод постройки. Но позднее летописцы в своем стремлении обелить князя описали эту историю в стиле «привезли его домой – оказался он живой»: «Видиша всех сущих под враты живых и здравых. И се слышав, князь Андрея рад бысть», «И се чюдо видевша, народ чюдишася». В общем, знакомая нам всем и по советской, и по современной эпохе история. Жертвы самодурства есть, но их как бы нет.
По образцу Второго Рима
Андрей Боголюбский подражал не только Киеву как первопрестольному городу, но и конкретно своему предку – Ярославу Мудрому. Боголюбский расширил и украсил Владимир, построенный при Владимире Мономахе, так же, как Ярослав Мудрый расширил и украсил Киев (1015-1054), построенный при Владимире Святославиче Крестителе (980-1015). Именно последний князь, также известный как Владимир Красное Солнышко, «ввел моду» на все византийское: еще в 988 году он захватил греческий город в Крыму - Корсунь (Херсонес Таврический) и украсил Киев трофеями из него.
Вероятно, еще при Владимире, крестившем Русь в 989 году, в 1011 году начали возводить Софию Киевскую – величайший храм Киевской Руси, построенный с привлечением византийских зодчих по образцу собора Айя-София в Константинополе. Собор достраивался при Ярославе Мудром, который, как и его отец Владимир Святославич, был похоронен здесь.
И, конечно, Успенский собор во Владимире строился Андреем Боголюбским по образцу Софии Киевской. Соответственно Золотые ворота в Киеве были возведены при Ярославе Мудром по образцу аналогичного строения в Константинополе. Он был известен не только как Царьград, но и как Второй Рим, откуда впоследствии в продолжение этой подражательской логики и взялось название Москвы – Третий Рим.
Не пограбим, так скопируем
Конечно, предки русских знали про основные «достопримечательности» Константинополя и намного раньше, но они вызывали желание не подражать им, а скорее завоевать и разграбить. (Впрочем, именно это сделал Владимир Красно Солнышко с Херсонесом Таврическим в X веке). Так, известно, что в 860 году Царьград подвергся нападению неких россов (языческого союза племен, среди которых лидировали восточные славяне и скандинавские викинги).
Однако, как еще в 626 году при атаке аваров, Второй Рим был спасен – якобы благодаря защите ризы (покрова) Богоматери, которая хранилась во Влахернской церкви Константинополя. Рассказ «О ризе» сохранился в Сказании о чудесах Владимирской иконы, и именно в этой связи надвратный храм Золотых ворот был посвящен Покрову Богородицы, который должен был защищать город.
Современные историки считают, что говорить о Константинополе как о Семихолмном аналоге Рима можно говорить только после того, как было окончено строительство оборонительных стен от Мраморного моря в сторону Золотого Рога (408-413 годы). Это были те самые знаменитые Феодосиевы стены, возведение которых было начато еще в конце IV века. В 447 году землетрясение обрушило 57 башен – как раз тогда, когда над городом нависла угроза нашествия гуннов.
При префекте Константине все оборонительные сооружения были восстановлены буквально за пару месяцев, тогда же была построена внешняя стена и вырыт ров глубиной 7 метров и шириной 18 метров. С тех пор основная часть обороны Царьграда не менялась. Внешняя стена имела 92, а внутренняя – 94 башни, расставленных в шахматном порядке на расстоянии 55 метров одна от другой. На нижнем этаже каждой башни располагались склады и казармы, на верхнем – катапульты и баллисты.
Не хуже, чем в Царьграде?
В Феодосиевых стенах общей протяженностью 5650 метров и высотой 18-20 метров (от дна рва до вершины главных башен было вовсе 30 метров) было проделано 10 главных ворот: 5 – общественных и 5 – только для военных нужд. Интересно, что на некоторых башнях сохранились надписи с упоминаниями «самодержцев» - византийских императоров.
Собственно Золотые ворота (porta Aurea) изначально были построены около 378-395 годов в виде триумфальной арки с латинской надписью: «Феодосий украсил это место после победы над тираном. Тот, кто возвел сии ворота из золота, несет золотой век». Считается, что арку построил византийский император Феодосий Первый после победы над своим соперником в борьбе за власть – Максимом.
Значительно позднее (в IX веке) арка была встроена в новую стену, а в 965 году здесь были установлен 12 барельефов, взятых из античных храмов, – в память о победе византийского императора Никифора Первого над арабами. Золотыми воротами именно в таком виде восхищался Владимир Святославич и именно их постарался скопировать в Киеве его сын Ярослав Мудрый.
После взятия Константинополя турками в середине XV века к Золотым воротам была пристроена крепость Едыкюле, также известная как Семибашенный замок, а в более ранних русских источниках - Колоянов городок. Во времена больших войн между Российской и Османской империями в XVIII-XXIX веках крепость использовалась в качестве тюрьмы для важных узников, например, российских дипломатов.
Небесный град Иерусалим
Константинопольские Золотые ворота нередко сопоставляют с другой постройкой с таким же названием. Золотые ворота в Иерусалиме в современном виде скорей всего были построены при византийском императоре Юстиниане Первом в 520 годах. По другой версии, византийские мастера возвели их уже в VII веке при арабских завоевателях из династии Омеяйдов. Правда, есть еще веские основания полагать, что на самом деле ворота на этом месте были построены еще в V веке до н.э. и использовались в ритуальных целях в библейские времена. Если их можно сопоставить с Шушанскими воротами из еврейских источников, это действительно одна из старейших построек в «Небесном граде».
Золотые ворота находятся на восточной стене Старого города Иерусалима и ведут на Храмовую гору. Иудейская традиция полагает, что это те самые врата, что названы в пророчестве Иезекииля: в них вошел Господь, а в будущем войдет Мошиах (Мессия). На иврите эти ворота называются Шаар ха-Рахамим (Врата милосердия): дескать, иудеи всегда проходили через них на Храмовую гору и перед ними просили Господа о милосердии к еврейскому народу. У мусульман каждая из двух дверей ворот имеет свое название: южная — Баб аль-Рахма (Ворота Милосердия), а северная — Баб аль-Таубах (Ворота Покаяния).
Христиане считают, что через Золотые ворота в Иерусалим Иисус въехал на ослике. Также ворота считаются местом встречи Иоакима и Анны — деда и бабушки Христа, которые чудесным образом для своего возраста смогли зачать ребенка. Эта семья стала олицетворением христианского идеала целомудренности супружеских отношений в браке. Традиция переноса женихом невесты через порог дома может быть основана на символизме этих ворот.
Ворота были закрыты мусульманами в 810 году, вновь открыты крестоносцами в 1102 году, но снова запечатаны мусульманами Саладина в 1187 году. При османском султане Сулеймане Великолепном в 1541 году ворота замуровали, и они остаются в этом состоянии до наших дней. Уточнить время создания Золотых ворот Иерусалима, а также предшествующей им постройки ученые пока не могут, так в этом месте запрещены археологические раскопки. В 2003 году власти Израиля закрыли вход в ворота со стороны Храмовой горы, так как посчитали, что здесь хозяйничают арабы, имеющие связи с экстремистской группировкой Хамас. В 2019 году доступ мусульманам с Храмовой горы был открыт, однако Золотые ворота пребывают в запечатанном виде и поныне.
Что означают фигуры животных на Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском?
Княгинин монастырь во Владимире - посвящение чешской жене русского князя
Если Андрей Боголюбский - мудрый правитель, за что его не любил народ?
"Пфальц" Андрея Боголюбского в Боголюбово - аналог европейских замков
Итальянские зодчие Фридриха Барбароссы и храм Покрова на Нерли
Почему Московский кремль и ряд других русских крепостей похожи на итальянские замки?
Иван Третий - из Москвы в Милан (и обратно)
Против кого Юрий Долгорукий основывал укрепленные города?
Юрий Долгорукий и его загородная резиденция в Кидекше
Осенний Суздаль - мини-фоторепортаж
Немецкая божница в Смоленске - наследие Великой Моравии?
Светские фрески Софии Киевской - наследие Византии