А вы знали, что режим захода и нахождения военных кораблей США в Черном море определяется Конвенцией Монтре, которая была подписана еще в 1936 году? И конвенция эта действует до сих пор, однако очень не нравится американцам потому, что накладывает на них целый ряд ограничений. А что, если этот международно-правовой документ однажды перестанет иметь юридическую силу? Будет ли это выгодно нашей стране или повлечет еще большие проблемы? Давайте разбираться.
Все знают, что проход через проливы Босфор и Дарданеллы контролирует Турция, но может действовать в них только в рамках Конвенции Монтре. Согласно ей, гражданские суда имеют право свободного прохода как в мирное, так и в военное время. Режим прохода в Черное море военных судов сильно различается для стран, которые там не находятся . В частности для США.
Эсминцы «Дональд Кук» и «Портер» часто заплывают в акваторию Черного моря на ротационной основе. Они могут находиться там 21 день. А что если к ним смогут присоединиться американские авианосцы и ударные субмарины? Чем это грозит России?
Дело в том, что такая перспектива возможна не в таком уж и далеком будущем, благодаря президенту Турции. Недавно Эрдоган с большой помпой анонсировал так называемую «стройку века» - обходной водный канал «Стамбул», который призван разгрузить Босфор. В планах Анкары если не прекратить, то сильно уменьшить судоходство по этому каналу от Мраморного до Черного моря. И это может сильно поменять расклад сил в данном регионе, потому Конвенция Монтре действует только на существующий пролив. А значит договор нужно будет либо закрывать, либо переписывать. Но пойдет ли на это Турция, амбиции которой растут с каждым годом все больше?
В любом случае, если новый канал будет построен, то прятать голову в песок будет бесполезно. И обеим сторонам нужно будет договариваться. Какое развитие событий возможно?
Вариант самый первый, и самый очевидный. ВМФ США получит беспрепятственный доступ для своих кораблей в Черное море, а значит прямая и явная угроза для юга России станет еще более прямой и явной. Однако, не все так просто. Турция в этом регионе давно проводит свою агрессивную ( проосманскую ) политику и постоянно расширяет зону своего влияния, что естественно не нравиться не только России, но и другим причерноморским странам, а так же многим союзникам Турции по НАТО.
Анкара активно собирает вокруг себя коалицию тюркоязычных стран в Средней Азии и строит уникальный по сути своей надгосударственный интеграционный проект имени "султана" Эрдогана. При этом выходить из Северо-атлантического альянса, который постоянно "сдерживает" Россию, Турция так же не намерена. Она одновременно работает и на Европу и на Азию.
Поэтому очевидно, что Турция если и будет вести переговоры по новому соглашению, то явно на взаимовыгодных для себя условиях. А зачем президенту Эрдогану разрешать свободный доступ по сути на "свою" акваторию военным кораблям ВМС США, Великобритании или Франции? Москва тоже естественно не подпишет договор с такими условиями. Тогда зачем пересматривать эти условия? А вот зачем.
Не пора ли Турции укреплять свой собственный флот? Анкара недавно анонсировала собственный легкий авианосец «Анадолу» и скоро планирует создание тяжелого авианосца. А вот это уже серьезно. Для России. А вот для Турции наличие своего полноценного авианосца– это красиво и очень солидно и в качестве наглядного примера возрождающейся империи очень даже подходит. Воевать с Черноморским флотом турецкий естественно не собирается, но наличие своего АУГ у берегов России станет еще одним козырем в пользу союза с Киевом против Москвы и еще одним источником тревоги помимо американских кораблей.
Поэтому если Турция и захочет пересмотреть условия Конвенции Монтре, то явно на лучших для себя условиях. А для нас введение в эксплуатацию нового канала это не так уж и плохо. Все таки морская логистика в мирное время тоже важна. А что об этом думаете вы?
Спасибо за внимание. С уважением, ваш Владимир Дроздовский!