Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 января 2021 г. по делу № А19-14664/2020
Суть спора: Административный орган обратился в суд с заявлением о взыскании с Общества ущерба, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате осуществления деятельности по заготовке древесины в рамках договора аренды лесного участка
Решение суда:
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования Административного органа.
Фабула дела:
По результатам проведенной проверки Административный орган установил, что в результате заготовки древесины на арендованном Обществом лесном участке, объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания был причинен ущерб.
Полагая, что Общество обязано возместить вред, причиненный объектам животного мира в соответствии с Методикой исчисления вреда, причиненного охотничьим ресурсам (утв. приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 948) (далее – Методика), Административный орган обратился в суд с соответствующим заявлением.
Правовое обоснование:
1.В соответствии с п. 1 Методики, Методика предназначена для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
2.Со ссылкой на решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2018 г. № АКПИ18-3, суд отметил, что Методика:
- не устанавливает основания и условия гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный охотничьим ресурсам и среде их обитания;
- не регулирует вопросы, связанные с доказыванием факта нарушения действующего законодательства;
- не содержит положений, позволяющих установить причинно-следственную связь между правомерными действиями хозяйствующего субъекта и причиненным вредом.
На основании изложенного, суд указал, что Методика для расчета ущерба, причиненного правомерными действиями лесопользователя (лесозаготовителя) на основании договора аренды лесного участка, применению не подлежит.
При этом иных нормативно-правовых актов Российской Федерации для целей применения при определении и расчете возможного ущерба (вреда) животному миру лесопользователем (лесозаготовителем), осуществляющим правомерную хозяйственную деятельность в лесах, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
3.Таким образом, оснований для возмещения вреда, причиненного правомерными действиями, связанными с осуществлением заготовки древесины в рамках договора аренды лесного участка Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не установлено.
При этом постановка вопроса о наличии вреда (ущерба), причиненного объектам животного мира, возможна лишь в случае неисполнения лесопользователем (арендатором лесного участка) обязанностей по охране лесов, объектов животного мира и водных объектов, принятых на основании договора аренды и отраженных в проекте освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, то есть в рамках договорной гражданско-правовой ответственности.
Резюме суда:
Постановка вопроса о наличии вреда (ущерба), причиненного объектам животного мира, возможна лишь в случае неисполнения лесопользователем (арендатором лесного участка) обязанностей по охране лесов, объектов животного мира и водных объектов, принятых на основании договора аренды и отраженных в проекте освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, то есть в рамках договорной гражданско-правовой ответственности.