САМЫЕ ЯРКИЕ ПОДРОБНОСТИ
Включилась я с опозданием, поэтому не сразу поняла, кто ведет трансляцию, о которой с утра была ни сном, ни духом.
Оказывается, надо было днем подойти к памятнику Пушкину и Гончаровой, что напротив дома, куда они заехали сразу после свадьбы. Там должна была стоять девушка с мотком белой ленты, которую планировалось растянуть на весь Арбат.
Голос за кадром я приняла за Федин - ну, того самого Худокормова, с которым прошагала три часа 31 января по столичному центру (все части мерлезонского балета вы могли прочесть на моей странице). Но автор держал интригу до конца.
Подержу ее и я, хотя уже знаю, кто это был.
Некая мелкая телекомпания, с которой журналисты федеральных каналов уже сталкивались на акциях навальнистов, анонсировала цепь солидарности с Юлией Навальной.
Оповещенные по своим каналам журналисты прибыли раньше девушек, которые должны были в едином порыве...
Оператор в ожидании движухи рассказывал, что Арбат - старая туристическая улица Москвы и, когда "приезжают с Великобритании, с Соединенных Штатов Америки, просто со всего мира - неважно откуда, просто иностранцы, люди, которые приезжают в Москву - конечно же, обязательно посещение старого Арбата. Это сто процентов!"
Посетовал, что в каком бы городе не проходила акция - журналистов всегда больше, чем активистов. И его камера показывала все новые и новые желтые жилеты и конкурентов невесть откуда.
В ожидании акции он поведал, что в России в ХХI веке очень много политзаключенных. И раскрыл термин так, как сам понимал:
- Ну, классический пример - Любовь Соболь, Юлия Галямина, Кира Ярмыш, Анастасия Васильева (эти фамилии он будет назойливо повторять все два часа каждой участнице, и станет ясно, откуда ветер дует). И многие-многие другие.
Он грамотно вспомнил, что ФБК - иноагент. Заметил, что Соболь сотоварищи находятся под домашним арестом, они медийные личности, поэтому о них говорят больше. Но не такие раскрученные тоже пострадали от нынешней российской власти, поэтому сегодня - все сюда.
Откуда цепь? Держатель камеры говорит, что всё пошло из Белоруссии.
- На выборах президента, конечно же, победила Светлана Георгиевна Тихановская. Она просто разгромила Лукашенко... Он стал закатывать всех недовольных в асфальт... Такой жесткач! В России еще такого не было. Какой-то ад... Но тренд, конечно, есть.
На первую же подошедшую накинулись все и сразу. Слышно было, как она говорит:
- Любовь победит страх. Это Алексей Навальный показывает в суде.
О, я так надеюсь, что эти слова услышат все каналы мира! Вместе с остальными со всех заседаний. Ведь эта женщина апеллирует сейчас к "настоящим , свободным, не провластным журналистам". У нее на них одна надежда!
От активистки Лили я узнала, что россиянам почему-то не очень знакомо слово "солидарность" (наверное, из-за страха, заметила она) - так вот оно тоже всех нас спасет. Но сейчас она гордится своим народом, "вот этими своими ребятами, которые бесстрашно лезли под этот ОМОН":
- Какое-то, знаете, новое поколение, не прокаченное этим совком, и ничего не боящееся...
Лиля отошла, активистки не спешили на свидание к Пушкиным. Журналисты переминались с ноги на ногу.
Скучающий оператор продолжал просвещать своих зрителей живописными картинами ада и трэша в Минске, к которому несомненно движется Москва.
Время начала акции прошло. Тишина.
Стример уже описывал, как белорусские гинекологи кому-то рассказывали про то, как девушек насилуют дубинками. И был готов перейти к другим примерам невероятной жестокости но отношению к представительницам женского пола... Я съежилась в ожидании, но тут все заметили девушку с шариками и дернули за ней.
- Ага! Акция начинается! - воскликнул оператор.
- Боже мой, боже мой, боже мой, - весело затараторила девушка, - Меня же, наверное, после этого арестуют. (Собралась и заговорила еще быстрее) Красный цвет означает объединение с Юлией Навальной, которая была в красной толстовке на заседании суда по обвинению ее мужа. И для нас это важный символ, потому что красный цвет объединяет женщин, которые стали жертвами действующего политического режима.
Радостная улыбка не сходила с ее лица. Наверное, сейчас объяснит почему.
- Не только Юля. Надо вспомнить еще, - строго сказал ей дяденька, стоявший неподалеку.
- Безусловно, да. Безусловно, это очень важный цвет. Он объединяет людей в борьбе за их права. Вот, - отозвалась мгновенно девушка. И обезоруживающе улыбнулась: "Чем могла - помогла."
Но кто-то крикнул, знает ли она, что Юля в Германии.
Находчивая девушка нашлась:
- Мы солидарны с ней. А она в первую очередь солидарна со своим мужем. Со своей семьей, которая сейчас находится в очень тяжелом положении.
- А вот в группе на фейсбуке говорится, что эта акция вдохновлена тем, что делали женщины в Белоруссии, - не отпускали девочку журналисты.
- Да, безусловно.
- Но им не удалось добиться выполнения своих требований. Как вы считаете - в этих условиях проводить такие акции нужно?
- Безусловно, нужно. Мирная акция важна. Потому что мы хотим добиться изменений путем, ну, мирных проявлений, то есть никакого насилия, всё должно быть хорошо и искренне. Мне кажется, это правильно.
- Отпускай! - хотелось уже крикнуть мне журналистам, которые спросили, много ли народу соберется.
- У меня есть ощущение, что я здесь одна. Вокруг меня столько людей... Я просто не могу здесь найти - кто же в красном?
- Ну ладно, не будем на вас давить, - смилостивились журналисты.
Подсняв опять толпу скучающих желтых жилетов, оператор пошел взглянуть - не идет толпа в красном, продолжая сетовать на то, что активистов в Российской Федерации всегда намного меньше, чем журналистов.
Ну, вот - оперативный простор.
- Интересно сколько их будет?
- Прессы больше, чем активистов. Как обычно...
- Миллион камер на одного протестующего.
Лиля мелькнула в кадре с телефоном и немного недовольным лицом.
Оператор же, мальчик молодой, к моему изумлению, бродя с камерой, вернулся к рассказу о секретной информации белорусских гинекологов о том, как силовики насиловали девушек. И эта история могла затянуться, если бы он не набрел на долгожданную активистку.
- Сама я его (насилие) не пережила. Но вышла за всех протестующих.
Ей жалко ту девушку, что нарисовала вульву (Юля Цветкова, сами посмотрите, а то меня забанят) и ее посадили. И многих других. Может, понадобится больше акций. Она верит в мирные акции, на которые выходят не наркоманы и бездельники. А те, кто недовольны, с какими-то проблемами.
- Не мешает ли это другим людям?
- Для этого можно согласовать акцию. Никто не возмущается, когда на Рамадан собираются много людей. И никто не возражает. Я сама мусульманка (Мой мир никогда не будет прежним - эта девушка и Цветкова! Покажите ее тем, кто топит за несчастных чеченских геев). И на 9 мая тоже. Решить проблему могут власти, если согласовать...
Вот в этом она абсолютно права.
Вот девушка, хоть и не в красном, но ходит на все митинги за Алексея Навального. Она повидала виды, "испытала ужас и поняла, что ОНИ только этого от нее и добиваются." И фонариком пойдет светить.
Подтянулись не только девушки.
-Почему так мало людей?
-Многие не знают.
- Выйдете фонариком светить?
- Да.
- Поддерживаю женщин, которым пакеты на голову надевают, - эта милая барышня говорит, что мама приходит, видимо, с митингов в синяках. Они выходят со всеми за свободу страны. В чем она должна заключаться, не уточняет.
Лиля продолжала перемещаться в пространстве, невольно попадаясь на пути репортера.
- А что это такое? Стикер? - уточнил журналист.
- Это не стикер. Просто сердечко, - сказала она. - Во-первых, это просто красиво. Во-вторых, это такой орган, который отвечает за любовь, понимаете? Сердце это любовь. Поэтому мы сегодня сюда пришли без оружия, у нас абсолютно мирная цепь солидарности. И мы хотим показать, что мы рядом со своими мужчинами. Мы готовы любить, мы готовы им помогать и, собственно, только любовь, наверное, сейчас у нас может сотворить чудо. Любовь однозначно спасет мир. Самое главное - поверить в себя.
Я заглянула, что народ пишет в чате.
Репортер отвлекся на парня, который что-то принес девушкам. Но тот его огорчил. Вопрос про печеньки госдепа не имел успеха - он просто из волонтерской роты, которая каждый год 14 февраля и 8 марта раздает девочкам конфеты, чай...
- Но акция удалась, не терял присутствия духа стример. - Я насчитываю человек триста. Много-много народа...
А вот девушка стоит не просто с сердечком. С конкретной фамилией.
- Здравствуйте, - радостно бросился к ней оператор. - Дюсекеева Динара это вы, как я понимаю?
- Нет.
- А кто это?
- Ээээ... Это персона, которой дали условный срок.
- Господи! А можно поподробнее про эту девушку и почему сегодня пришли поддержать. Я обязательно прочитаю историю Дюсекеевой Динары. Но, к сожалению, не знал.
- Про нее подробнее я сама не знаю.
Улыбается. Ну, отстань уже от девочки!
Но камера не уходит.
- Это имя, которое нигде не освещается, - вышла она из положения. - Это просто девушка, которой дали условный срок. За участие ... ээээ .... в несанкционированных мирных прогулках.
- Это какой год? - вот ведь прилип как банный лист. Обещал же почитать. - В каком году она принимала участие?
- Ээээ... Этот год.
- Да? - удивился оператор. - Так быстро? Удивительно, конечно.
Девушка радостно кивнула головой.
- Да. Но наша страна - она удивительная, да.
И добавила, что, конечно, пришла за всех политзаключенных, но лучше поддержать тех, о ком никто не говорит.
Эта девушка повзрослее. И держит бумагу за Анастасию Шевченко. Известный персонаж из "Открытки" Ходорковского. Но она не говорит откуда - только хочет, чтобы не было политически мотивированных задержаний и ей известно, что Шевченко грозит пять лет.
- Страх есть? Полицейских боитесь? - время от времени спрашивал девушек оператор.
- Нет. Мы их очаруем только, - гордо отвечали они.
Стример пожалел, что в цепи очень мало медийных лиц. И тут - удача. Сама Галямина. Со счастливой улыбкой заговорила о подругах по борьбе - Соболь и прочих.
- Я считаю что сажать людей совершенно не за что, особенно женщин, у которых дети, у которых нет возможности воспитывать их из-за этого...
Реплики из коротких интервью на ходу:
- Розы нам раздают и пледы тоже. (пледов не заметила, но, может, расслышала неправильно).
- Акция несогласованная, но мы же мирно стоим.
- В вузе окружение, да, интересуется. Я считаю что нельзя сейчас быть аполитичным, когда это касается это каждого.
У каждой второй (иногда и чаще) я констатирую не московский говор. Что там у нас с общежитиями, люди? Уверена, что половина пришла оттуда. Наша знакомая студентка, правда, уже давно не может вернуться в Москву из-за ковида. Но мне было бы дико обидно увидеть ее здесь - она не из ДНР и ЛНР, а из глухого украинского села и учится в РУДН бесплатно, по какой-то квоте.
Наконец, снимающему повезло. Юная девушка оказалась настоящим ветераном движения.
- Я была политзаключенной, сидела в Сахарове... Над ними издеваются, над политзаключенными... Я сидела. На меня есть уже три протокола.
Оператор все еще надеялся, что будет какая-то движуха. Но появившиеся полицейские равнодушно прошли мимо. И он сделал вывод, который, впрочем, повторял каждые десять минут в разных интерпретациях:
- Как только появится команда от начальства... Нет команды от начальства... Они не так фундаментально подготовились, как 23 и31 января, нет массированной подготовки. Я заглянул в переулки – всего несколько автозаков.
- Москва хорошеет, - неожиданно сказал он и тут же спохватился. - Собянин деньги вкладывает. Уборочная техника, видите, убирает...
Эта женщина пришла на костылях, правда, довольно резво, чем вызвала восторг стримера. Он выразил восхищение. И спросил - зачем:
- Пришла против коррумпированной власти. За Лешу и Юлю Навальную. Приду и без ног. Леша сидит, ему не страшно и нам не будет страшно.
Шел второй час стояния на Арбате. Народ начал подмерзать и не понимал, что делать дальше.
- Москва разочаровывает своей жесткой погодой, - прозвучало за кадром. - В прошлом году было минус один. Ничего в принципе не происходит. Но акция состоялась.
Внезапно народ оживился. На Арбате появились два ряженых, которых сразу приняли за кремлевских агентов. Хотя по степени тупизны их задумки я однозначно причислила бы "провокаторов" совсем к другому лагерю. Они изображали натовцев, которые пришли раздавать доллары.
Но один пацан очень серьезно сказал, что дал им 15 рублей. "В Кремле ведь плохо платят". Он это точно знает. Девушка рядом согласилась: "Они ведь на это тратят наши деньги, деньги налогоплательщиков. Как всегда".
- Любовь сильнее страха! - вскричали девушки. Но сильнее оказались все-таки мороз и растерянность.
И взрослый дядечка, которого мы, кажется, видели в самом начале рядом с жизнерадостной девочкой, пришедшей первой, вдруг сказал прямо в камеру, что мероприятие плохо подготовлено.
- Мне кажется организаторам пора прекратить акцию, дать людям где-нибудь отдохнуть.
Да и снимающий изрядно подмерз и захотел отскочить в теплое помещение.
- Динамики нет, - сообщил он, остановил съемку на этом кадре (думал, временно, но, оказалось, насовсем). И представился зрителям. - Это был я - Артем Кригер.
Простите за неудачный скрин. Но это видео от 18 июля 2019 года. Здесь он не оператор, а пламенный трибун московских протестов.
За 51 секунду Артем успел здесь прокричать:
- Я считаю, главная проблема России это не коррупция и не выборы в Мосгордуму. Это то, что мы являемся натурально настоящим фашистским государством. То что мы каждый день убиваем людей. Это вы сейчас тут спокойно стоите. Наслаждаетесь жизнью, пойдете домой. А представьте каково украинцам. Съездите в Днепропетровск, Донецк, Луганск. Во всю Украину. Там куча памятников стоит недавно с 2014 года молодым парням, начиная от 18, заканчивая совсем пенсионерами, которые отдали свои жизни за свободную Украину. Ровно пять лет назад наша страна угробила 298 человек. В восьмом году мы напали на Грузию, и мы убили тысячи грузин. В первую чеченскую войну мы убили тысячи чеченов...
А это его отец - Михаил Кригер. Активист, публикующийся на ресурсах Каспарова и других борцов за нашу и вашу свободу.
Он очень любит троллить "ватников" на улицах Москвы. И тоже выкладывает видео в сеть. Его сочувственное отношение к женщинам ярко проявилось в заметке о гибели доктора Лизы.
Где он сеет и пашет установить не получается. Но работает Кригер-старший (пишут - уроженец Днепропетровска) с тем же энтузиазмом, что и сын.
Но это уже совсем другая история. Пойду смотреть, что там с фонариками.