Найти тему
Василисины размышления

Что хотел сказать автор и что мы услышали? О роли личного опыта на простом примере

Я уже много писала о субъективности восприятия даже однозначно объективной реальности. Что уж говорить о восприятии художественных произведений! Здесь личный опыт читателя - обязательный соавтор. Даже если речь идет о самых-самых простеньких, не укомплектованных двойным и тройным дном произведениях.

Возьмем для примера простые, незамысловатые, прозрачные донельзя стихи, адресованные маленьким детям.

Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу, А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке Луч крадется золотой.
И сказала я лучу: – Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне. –
Ничего, – шепнул он будто, – Посидим и в тишине!..

Дети обычно воспринимают и стихи, и сказки без лишней рефлексии. Им или все понятно по-своему, или здесь все "понарошку". А многие просто радуются рифмам и ритмическому рисунку (именно поэтому дети любят ритмично звучащую белберду вроде "эни-бени-рики-факи"). Приставать к дошкольнику с вопросом "что хотел сказать автор" - дело гиблое.

Зато некоторые взрослые очень любят докапываться до истины и глубинных смыслов. Иногда попадаются мне академические разборы подобных стихов - читаешь и вздрагиваешь. Как все сурьезно! А вариативность бывает просто грандиозная!

Итак, вопрос: а что это мама завалилась спать среди белого дня? Странная мама какая-то! Тем более что стихи советского периода, а тогда мамы детей, уже умеющих читать книжки, непременно работали и днем должны быть на работе! Может быть, скоро появятся братик или сестричка , мама в декрете, тяжело донашивает беременность и прилегла днем? Или просто больна? Но тогда бы девочка так и сказала - мама болеет, и я молчу.

А, может, это совсем неблагополучная семья? Комната пуста (все пропили), мама не работает и дрыхнет с похмелья? Но для малышей поэты вроде не писали на острые темы. Да, были стихи назидательные и обличительные, но там порицались недостатки детей: трусость, лень, лживость, жадность, глупость. Но никак не проблемы взрослых. Да и какие у них проблемы в нашей самой лучшей стране!

Или это просто такая искусственно-назидательная ситуация, модель, на которой детям показывают важность заботы о близких с самого младшего возраста?

В общем, вопрос о мамином дневном сне у искусствоведов остается открытым.

Я тоже с малолетства знаю этот стишок. И в детстве любила его. Любила именно потому, что для меня он был не понарошку, а про самую настоящую взаправду! Вот просто лично про меня и мою маму.

Моя мама работала сутки через трое. Диспетчером на крупном сортировочном железнодорожном узле.

Вот примерно на таком

Источник яндекс-картинки
Источник яндекс-картинки

Что такое сортировка? Это много-много соединенных между собой путей, переход с одних на другие осуществляется сложной комбинацией переводных механизмов (стрелок). Допустим, пришел целый состав из Череповца с металлопрокатом. На узле формируется пара десятков эшелонов со сборным грузом в разные уголки страны. Надо расформировать череповецкий состав и к нужным сборкам прицепить нужное число вагонов с металлом. И ни в коем случае не прицеплять к ненужным! Делают это машинисты маневровых тепловозиков и сцепщики. А управляет процессом диспетчер, переключая стрелки дистанционно. С помощью вот такого пульта.

Диспетчерская. Я была у мамы на работе примерно 40 лет назад. Вот так оно и выглядело. (Источник - Яндекс картинки)
Диспетчерская. Я была у мамы на работе примерно 40 лет назад. Вот так оно и выглядело. (Источник - Яндекс картинки)

Целые сутки диспетчер смотрит на пульт, переключает тумблеры, держит в голове схемы расположения и движения поездов. Дополнительно участники процесса взаимодействуют по голосовой трансляции. Доводилось слышать из репродукторов, стоя на станции - а-бя-бя-бя-бя? Это вам не бархатный голос, дающий объявления для пассажиров! Разобрать такие послания труднее, чем врачебный почерк. Моя мама отлично умела их дешифровывать, чем всегда приводила в изумление посторонних.

Вот мама пришла домой утром с такой смены. Разумеется, ей хочется только в душ и поспать. Или хотя бы полежать несколько часов молча, в тишине и с закрытыми глазами. Хорошо если день будний и ребенок в садике. А если выходной? Вот на этот случай и есть строжайшее указание - мама спит и я молчу!

А замечательная тетенька-поэт про это даже стихи написала! Про нас с мамой! Их напечатали крупными буквами в красивой книжке! И нарисовали картинки! Вот мама спит, вот луч на ее подушке, вот девочка вроде меня сидит тихо. Что же тут непонятного?

Вот! Отыскала именно такую книжку, которая была у меня! (яндекс-картинки)
Вот! Отыскала именно такую книжку, которая была у меня! (яндекс-картинки)

Вот как получается. Лег текст на собственный личный опыт - одно восприятие. Не лег - другое. Да и опыт разным может быть. Не исключаю, что у кого-то мама действительно того... не от трудов праведных спала и поэтому послевкусие у стихов горькое.

И это простенькие детские стихи! Что уж говорить о произведениях, насыщенных намеками, аллюзиями, с запутанной интригой и большим количеством героев, да еще и адресованных определенному кругу читателей? Вот и пойми тут, что хотел сказать автор и насколько правы и неправы его интерпретаторы?

П.С. Кое в чем память меня все-таки подвела. Я была уверена, что это стихи Агнии Барто. Оказалось - Елены Благининой. Ну с этим у меня вечно проблемы, я хорошо помню тексты, но долго не заморачивалась с запоминанием авторов. И сейчас есть такой грех.

Дорогие читатели! А у Вас есть произведения, которые Вы воспринимаете исключительно "по-своему" именно из-за переклички с собственным опытом?

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба .