Легкий танк сопровождения Т-19, который должен был сменить в производстве Т-18 (МС-1)
После того, как в 1920-1921 годах выпустили серию из 15 танков сопровождения "Рено-русский", на 7 лет выпуск собственных танков заморозили. Связано это оказалось, прежде всего, с требования Красной Армии к танкам. Сормовский завод, в принципе, мог производить данные танки и дальше, но никакого глубинного смысла в этом не наблюдалось. Дело в том, что "Рено-русский", аналогично своему прародителю, Renault FT, обладал целым рядом недостатков. Это очень низкая скорость, чрезмерная теснота боевого отделения, а также чрезмерная масса, которая ограничивала число грузовиков, которые могли перевозить данные танки на дальние дистанции. Также имелся такой нехороший момент, как низкий ресурс ходовой части (не более 200-250 км). Именно эти факторы и послужили причинами прекращения дальнейшего выпуска "Рено-русских". После нескольких лет попыток создания танка "Теплоход АН" силами Ижорского завода в 1924 году руководством ГУВП (Главного Управления Военной Промышленности) взяло дело в свои руки. Еще 13 января 1921 года Революционный военный совет республики (РВСР) издал приказ №111/20, в соответствии с которым при Главном Военно-Инженерном Управлении была создана специальная комиссия. Её задачей стала разработка конструкций танков и сопровождение их постройки. Возглавил комиссию старший инженер С.П. Шукалов. 6 мая 1924 года под руководством Шукалова был создан Технический отдел ГУВП (Танкбюро), задачей которого стала разработка и внедрение новых образцов бронетанковой техники. Технический отдел ГУВП стал первым советским танковым КБ. Также "Танкбюро" первым начало разработку танков по специально выработанным тактико-техническим требованиям.
С самого начала требования шли на создание двух типов танков - малого и маневренного (среднего). И если с маневренным танком дела изначально шли не очень хорошо, то с малым танком всё было совсем иначе. Изначально "танк сопровождения (полковой)" должен был иметь боевую массу 3 тонны и либо пушечное, либо пулеметное вооружение. Но вскоре боевая масса выросла до 4150 кг, а танк получил пушечно-пулеметное вооружение. В качестве места постройки танка прорабатывалось несколько предприятий, но в итоге выбрали завод "Большевик", который до 1922 года именовался Обуховским заводом. Результатом совместных работ Технического отдела ГУВП и завода "Большевик" стал танк, в июне 1927 года успешно прошедший испытания. 30 июня 1927 года состоялось совещание Орудартест (позже ВОАО, Государственное Всесоюзное Орудийно-Арсенальное объединение), на котором рассмотрели вопрос выпуска танка на "Большевике". Спустя неделю, 6 июля 1927 года, данный танк приняли на вооружение Красной Армии как Т-18 (МС-1). Для организации выпуска Т-18 в течение второго полугодия 1927 года был принят ряд решений. На "Большевике" стали строить новое производство, ориентированное на выпуск танков, моторов к ним и тракторов. Основную часть оборудования для этого завода закупили в Германии. При этом к 1 октября 1928 года ожидался небольшой объем выпуска продукции - 23 танка и 70 тракторов. Также, в начале 1928 года, приняли решение об организации выпуска Т-18 в Перми (на Мотовилихинском Машиностроительном Заводе).
Между тем, требования Красной Армии к малым танкам сопровождения постепенно росли. Изначальный проект 3-тонного танка предполагал максимальную скорость 12 км/ч, первый вариант 4-тонной версии машины имел скорость до 13 км/ч, а опытная машина, известная также как Т-16, имела максимальную скорость 15 км/ч. Что же касается серийного Т-18, то его максимальная скорость составила 15,5 км/ч при боевой массе 5900 кг. Но уже в начале 1928 года требования к скорости ужесточились. 16 марта 1928 года последовал заказ на разработку проекта танка, который получал индекс Т-19. Изначально данный индекс предполагал разработку боевой машины на базе Т-18 с увеличенной до 25 км/ч максимальной скоростью. Разработчиком машины числился не Технический отдел ГУВП, а завод "Большевик". Проект танка ожидался к 1 мая 1929 года, а рабочие чертежи мотора - к 1 сентября 1929 года. Поначалу требования к Т-19 выглядели весьма расплывчато, но это лишь потому, что по танку окончательно определились только в начале 1929 года. У "Большевика" имелось достаточное число работ и без Т-19. Первое время под данным индексом скрывался совсем другой танк, а тот Т-19, который всем известен, впервые упомянули в 12 февраля 1929 года. На совещании ОАТ (Орудийно-Арсенальный Трест) рассмотрели перспективы развития Т-18. На нем упомянули Т-18Бис, разработку которого брал на себя ГКБ ОАТ (теперь так именовался Технический отдел ГУВП). В мае 1929 года его переименовали в Т-20. А Т-19 уже выглядел совсем другим танком. Боевая масса возрастала до 7 тонн, кроме того, танк должен был получить улучшенную башню с кормовой нишей под радиостанцию, плюс новую 37-мм пушку разработки завода "Большевик". Данное орудие получило обозначение Б-3. В качестве силовой установки предусматривался мотор мощностью 75 лошадиных сил, работы по которому на "Большевике" начали с конца 1928 года.
Ведущим инженером по Т-19 стал конструктор Г.С. Прахье, до того Григорий Соломонович являлся одним из главных участников создания Т-18. Периодически создателями Т-19 указывают ГКБ ОАТ, но это не так. В лучшем случае Шукалов и В.И. Заславский принимали участие в данной машине как один из надзорных органов (да и в справке по деятельности ГКБ ОАТ данный танк не значился). Не имел к этому танку отношение и С.А. Гинзбург, впервые он появляется в переписке по данной машине только в 1930 году, да и то как представитель НТК УММ КА. Следует отметить, что требования по Т-19 постоянно росли. 26 марта 1929 года завод получил заказ №А0209729 на разработку танка. Но после того, как 27-30 мая на "Большевике" побывал П.С. Озеров, председатель 7-й секции Арткома Артиллерийского Управления, спецификацию по танку переиграли. Мощность двигателя увеличили до 90 лошадиных сил, а число пулеметов увеличили до 2. Это привело к тому, что готовность общих видов машины теперь ожидалась не ранее 1 ноября 1929 года, а рабочих чертежей мотора - к 1 февраля 1930 года. Неизвестно, как выглядел Т-19 изначально, но после всех изменений машина претерпела метаморфозы. Второй пулемет был нужен для того, чтобы установить его в корпусе. Экипаж танка вырос до 3 человек, из них 2 находилось в отделении управления. Внесенные изменения отлично стыковались новыми требованиями по системе танкового вооружения Красной Армии, утвержденными 17-18 июля 1929 года. Согласно им, малый танк имел боевую массу 7-7,5 тонн, скорость до 25-30 км/ч, экипаж из 3 человек и вооружение в виде 1 пушки калибра 37 мм и 2 пулеметов. В дальнейшем работы курировались Озеровым, который, после образования УММ КА (Управление Механизации и Моторизации Красной Армии), стал начальником НТК УММ КА (Научно-Технической Комиссии).
Самое интересно, что и на этом военные не остановились. По ряду причин работы по Т-19 затянулись, но к 15 февраля 1930 года, когда "Большевик" закончил первый этап разработки, стало ясно, что масса танка приближается к 8 тоннам. На это 9 февраля пришло письмо за подписью К.Б. Калиновского, одного из ключевых людей в советских танковых войсках и на тот момент ВРИД начальника УММ КА Он назвал превышение массы недопустимым, заодно выкатив измененные требования. Теперь скорость 25 км/ч была средней, а максимальной - 30 км/ч. А еще к Т-19 должны были цепляться надувные поплавки, благодаря чему обеспечивалась плавучесть. Это товарищ Калиновский явно подсмотрел у немцев, которые с 1929 года на ТЕКО под Казанью испытывали свои средние танки Großtraktor. Причем на плаву Т-19 должен был развивать скорость не менее 5-6 км/ч. Рассмотрение проекта состоялось 5 марта 1930 года, именно тогда, как секретарь совещания, впервые присутствовал Гинзбург. Только не как конструктор Т-19, а в качестве одного из представителей УММ КА. Судя по переписке, изначально Т-19 имел ходовую часть по типу Т-18. Также следует отметить, что УММ КА требовало проработать вариант спаренной установки 37-мм пушки и пулемета ДТ, это также подсмотрели у немцев. 21 марта 1930 года Калиновский, всё еще исполнявший за Халепского (тот был в зарубежной поездке) обязанности начальника УММ КА, утвердил заказ на 2 опытных образца Т-19. Предусматривалась возможность сцепки двух танков для преодоления широких траншей. Сроком изготовления машин, а также варианта башни со спаренной установкой пушки с пулеметом, указывался март 1931 года. Итого Т-19 разрабатывался уже 2 года.
20 апреля 1930 года танк был представлен в окончательном виде. Судя по всему, именно в этот момент Т-19 получил ту самую ходовую часть, которую изготовили в металле. Ее обозначили как "ходовая часть завода "Большевик"", но на самом деле ее подсмотрели у французского танка Renault NC-27, который как раз в конце 20-х годов стали рекламировать на экспорт. Кстати говоря, закупочная комиссия Халепского собиралась приобрести такой танк, но французы отказали. Танк получил свечную подвеску, а также по 12 опорных катков на борт. Катки сгруппировали в в тележки по 2 пары на каждую группу. При этом, в отличие от французов, на "Большевике" не стали делать дополнительные катки для смягчения ударов при преодолении сложной местности. Как бы это сказалось на надежности и плавности подвески, вопрос открытый. Кстати, для подстраховки второй экземпляр Т-19 строили с ходовой частью ГКБ ОАТ, то есть по типу Т-20. Корпус танка стал существенно длиннее Т-18 (4500 мм против 3470 мм) и шире (1500 мм против 1100 мм). Это было связано как с более крупным мотором, так и с расширением отделения управления. Для механика-водителя и пулеметчика сделали отдельные "рубки", при этом вход осуществлялся через большой люк в верхнем лобовом листе корпуса. В доработанной версии танка мощность мотора увеличили до 100 л.с., а скорость - до 30,5 км/ч. Примерно в то же время Т-19 начали рассматривать как база для самоходных артиллерийских установок. В частности, предполагалась установка 76-мм полковой пушки с круговым обстрелом, счетверенной пулеметной зенитной установки, а также 37-мм спаренных зенитных пушек. В списке опытных работ значился и трактор на том же шасси.
Все эти работы по рисованию новых моторов, новых требований и прочее привели к ожидаемому результату. 18 октября 1930 года выяснилось, что по Т-19 "Большевик" опаздывал уже на 1,5 месяца. Можно всё списать на завод, но давайте еще раз внимательно посмотрим на хронологию событий. Если ее промотать, то можно увидеть прекрасную демонстрацию того, что показано в лучшем фильме про разработку бронетанковой техники. Речь идет про "Войны Пентагона", весьма злую и правдивую сатиру на основе реальных событий. Про Т-19 можно снять примерно такой же фильм, но финал будет более печальный. Дело в том, что закупочная комиссия Халепского не теряло времени даром. 28 мая 1930 года был подписан контракт с Vickers-Armstrongs на поставку 15 танков сопровождения Vickers Mk.E Type A. Не совсем то, что хотели Калиновский с В.К.Триандафилловым, но зато здесь и сейчас. Первый из танков прибыл в СССР к ноябрю 1930 года, когда Т-19 еще дорабатывался. Несмотря на то, что в ходе последующих испытаний В-26 (так Vickers Mk.E называли в СССР) выявились некоторые недостатки, общее мнение в УММ КА было однозначным. Английский танк, который приобретался с лицензией на серийный выпуск, по ряду параметров явно превосходил еще не родившийся Т-19.
Исходя из испытаний В-26, Гинзбург, который ими руководил, предложил доработать Т-19 с учетом конструкции английского танка. В частности, предполагалось использовать на Т-19 ходовую часть, а также трансмиссию. Некоторые исследователи восприняли это как попытку одного из создателей Т-19 спасти танк, но они не попали от слова совсем. Во-первых, Гинзбург на тот момент являлся представителем НКТ УММ КА, то есть по другую сторону баррикад. Во-вторых, у Семена Александровича имелись вполне здравые соображения, зачем так надо было делать. Компоновка моторного отделения В-26 не нравилась многим, так что мысль об отечественном моторе, стоящем вертикально (а не лежащем на боку), появилась сразу. Также освоить такую помесь "Большевику" было бы проще и быстрее. Но в январе 1931 года всё сложилось против Т-19. Дело в том, что выпуск данного танка предполагался еще и на СТЗ. 16 января 1931 года состоялось совещание, на котором представители завода однозначно заявили о том, что В-26 проще и лучше для освоения. А еще в огонь подлили масла испытания Т-20. Мотор этого танка, разработанный на "Большевике", нормально работать никак не хотел, посему возникал закономерный вопрос, а что будет с мотором Т-19. Итогом стало то, что 28 января 1931 года было образовано КБ-3 ВОАО (Всесоюзное Орудийно-Арсенальное Объединение), куда начальником поставили Гинзбурга. В данное КБ забрали костяк ГКБ ОАТ. Фактически УММ КА создало пожарную команду, первой задачей для которой стало освоение в производстве В-26. Данный танк приняли 13 февраля 1931 года как Т-26, начались работы по организации его выпуска на "Большевике".
Работы по Т-19 продолжились, но уже в качестве опытного образца. Как показали дальнейшие события, в УММ КА приняли правильное решение, выбрав Т-26. Дело в том, что даже первый опытный образец танка сдавался крайне неспешно. По состоянию на май 1931 года корпус собрали, но мотор всё еще находился в стадии испытаний. В дальнейшей мотор подвергался неоднократным доработкам, которые шли до самого конца 1931 года. Фактически единственный опытный образец танка сдали в самом конце декабря 1931 года. Поскольку с ним уже и так все было понятно, башню со спаренной установкой вооружения делать не стали. Не поставили и пулеметную установку в лобовой части корпуса. Судя по всему, каких-то крупных испытаний не проводилось, но скорость танка оказалась куда скромнее - около 20 км/ч. Позже опытный образец танка оказался в распоряжении Академии Механизации и Моторизации Красной Армии как учебное пособие. Там его жизненный путь и закончился. Для Прахье Т-19 стал последним танком, который он вел как ведущий инженер. Позже он преподавал в Ленинградском Индустриальном Институте, 18 января 1937 года его арестовали, обвинив во вредительской деятельности, а 5 мая того же года приговорили к ВМН. Приговор привели в исполнение на следующий день. 6 марта 1958 года Прахье был посмертно реабилитирован.
Список источников:
РГВА
ЦГА СПб
РГАЭ
ЦАМО РФ
Архив Андрея Аксенова
Архив Карла Бломстера
Предыдущие статьи по советским легким танкам и машинам на их базе:
Рассказ о боевом отделении советского танка сопровождения пехоты МС-1 (Т-18)
Статья об истории создания двухбашенной версии легкого танка Т-26
Рассказ о боевом отделении двухбашенного Т-26
История создания разведывательных танков-амфибий Т-39 и Т-40
Т-40с, которого не было
Опытное и серийное усиление вооружения малых танков Т-40, Т-30 и Т-60
Артиллерийский тягач ГАЗ-22, который рассматривался как возможная альтернатива СТЗ-5
Проект советского танка сопровождения пехоты Т-127, предлагавшегося как более легкий вариант Т-126 (СП-126)
К 80-летию начала испытаний танка сопровождения Т-50, созданного КБ завода №174 для замены Т-26
История 45-мм танковой пушки ВТ-42, разработанной КБ завода №235 для использования в легком танке Т-70