Найти тему
Авиахаб

Конфликт в авиакомпании "Россия": почему вырастет зарплата только у пилотов "Суперджета"?

"Сухой Суперджет" авиакомпании "Россия". Фото с сайта Planespotters
"Сухой Суперджет" авиакомпании "Россия". Фото с сайта Planespotters

На прошедшей неделе профсоюз лётного состава авиакомпании "Россия" опубликовал заявление о грядущей дискриминации пилотов, которые летают на "Боингах" и "Эйрбасах", по сравнению с лётчиками, работающими на самолётах "Сухой Суперджет". Суть претензии заключается в следующем: авиакомпания изменила разрядную сетку оплаты труда, согласно которой командир корабля SSJ-100 будет получать зарплату в 1,5 раза выше, чем командир, например, Boeing 747. По этому поводу Игорь Морозов, председатель первичной организации профсоюза летного состава а/к «Россия» сказал так:

"Вы представляете квалификацию командира корабля Superjet и квалификацию командира корабля Boeing 747 с четырьмя двигателями, который везет 500 человек? Естественно, квалификация КВС Boeing должна быть выше. Они квалификацию командира Superjet оценили так, что он на полтора разряда выше, чем квалификация Boeing 747. От квалификации зависит оклад"

С одной стороны, такая ситуация может вызвать недоумение и показаться несправедливой. Да, в мире гражданской авиации существует устоявшийся "табель о рангах", согласно которому карьерный рост пилота заключается в последовательном освоении всё более крупных воздушных судов - начиная с лёгких учебных и доходя в некоторых случаях до огромного Airbus A380 на пике лётной карьеры. Чем крупнее и сложнее самолёт и чем больше он везёт пассажиров, тем выше ответственность командира и тем больше его зарплата.

С другой стороны, в российских авиакомпаниях взят курс на постепенный переход с иностранных Boeing и Airbus на самолёты отечественного производства, т.е. на "Суперджет", а также на готовящийся к серийному выпуску МС-21. Какую-то часть рынка также займёт Ил-114. Говорить серьезно о какой-то доле рынка Ту-204/214 и Ил-96-400М мы пока не будем.

SSJ-100 а/к "Якутия"
SSJ-100 а/к "Якутия"

Как в такой ситуации стимулировать пилотов, которые уже много лет работают на массовых типах Boeing 737 и Airbus A320, переучиваться на "Суперджет"? Гражданская авиация - это не армия, приказ не отдашь на освоение нового типа. Очевидно, что в текущей ситуации самый бесконфликтный метод - это стимулирование деньгами. Хочешь продолжать летать на "эйрбасе" - летай и получай ту же зарплату, но держи в голове, что через 2-3 года в твоей авиакомпании этих самолётов может не быть. Либо переучись на SSJ-100 - да, это лишает тебя возможности перейти в Emirates, Lufthansa и China Eastern, но зарплата твоя будет больше, чем сейчас. Вроде бы всё логично, понятный выход из ситуации с дефицитом пилотов на конкретный тип самолёта, но профсоюз усмотрел здесь дискриминацию.

По отраслевым группам в соцсетях понеслось: "это доплата за работу на ненадёжном "суржике", "это плата за страх", "это несправедливо", "почему КВС на SSJ-100 должен получать больше, чем КВС на B777" и тд. и т.п.

Флот а/к "Азимут" состоит сейчас из "Суперджетов"
Флот а/к "Азимут" состоит сейчас из "Суперджетов"

В конечном итоге всем недовольным такой ситуацией придётся делать выбор: переучиваться или куда-то уходить. Тренд очевиден - иностранных самолётов в российских авиакомпаниях будет меньше, услуги пилота "Боинга", "Эйрбаса", "Эмбраера" и ATR-72 не будут так востребованы как сейчас.

Статистика неумолима:

  • На текущий момент в авиакомпании "Аэрофлот" самолёт "Сухой Суперджет" занял уже вторую позицию по числу штук. Больше только A320. По данным на сайте компании на дату публикации: A320 - 72 шт., SSJ-100 - 48 шт., B737 - 47 штук и т.д. До 2026 года парк "Аэрофлота" должен пополниться ещё сотней "суперджетов". Логично, что эти 100 самолётов станут не чистым прибавлением к общему числу бортов, а заменят "боинги" и "эйрбасы".
  • В авиакомпании "Россия" сейчас летают 10 "суперджетов". Согласно стратегии развития а/к, которая была принята летом 2020 года, до 2028 года флот "России" должен вырасти с нынешних 64 воздушных судов до 250, из них 235 - самолёты отечественного производства.
  • Red Wings (объединенная с "Нордавиа") - 4 "суперджета" в эксплуатации и заказ ещё на 59.
  • а/к "Якутия" - 5 "суперджетов" в эксплуатации и 10 в заказе.
  • а/к "Азимут" - 10 "суперджетов" в эксплуатации и 12 в заказе.
  • а/к "Ямал" - 15 "суперджетов" в эксплуатации.
"Суперджет" авиакомпании Red Wings
"Суперджет" авиакомпании Red Wings

И это была статистика только по "суперджетам", которые, кстати, существуют уже в разных модификациях и компоновках салона. А есть ещё отдельная тема с самолётами МС-21, на которые тоже растёт портфель заказов.

Так что нет, не дискриминация. Глобальные изменения, которые просто не могут учитывать "хотелки" отдельных людей и даже целых профсоюзов.