Моему сыну не было и трёх лет, когда в нашей жизни появились Они. Точнее, сначала Он был один, но потом к Нему прибавились и другие. Нас это забавляло, но одновременно с этим удивляло и даже слегка тревожило.
Я решила в теме покопаться. Ведь раньше встречала такое только в книгах и кинофильмах. И почти всегда это подавалось как следствие некой травмы или даже как признак патологии.
Интернет меня успокоил. Тема достаточно хорошо изучена психологами, информации много. Вердикт един: это норма. Так что расслабляемся и получаем удовольствие.
Успокоилась сама — успокою и других.
Итак, если у вашего маленького ребёнка тоже появились воображаемые друзья (приятели, спутники, компаньоны) — знайте, что в подавляющем большинстве случаев это ни о чём плохом не говорит. Но давайте по порядку.
Наш недавний диалог с сыном:
- Мам, а мой Зайка на работу ушёл. Он уже работает. Он такой… Ну, как человек. Ходит на двух ногах и разговаривает.
- То есть он у тебя антропоморфный?
- Да. А что это слово значит?
Кто такие воображаемые друзья? Какими они бывают?
Воображаемые друзья — это выдуманные ребёнком персонажи, отношения с которыми происходят в его воображении, а не в физической реальности.
Существует два типа придуманных друзей. Первый — полностью выдуманные герои, невидимые и неосязаемые. Ими могут стать люди, животные, эльфы и др.
Второй — это «оживленные» реальные объекты. Чаще всего это куклы и мягкие игрушки. Но вымышленными компаньонами могут стать и другие предметы — например, игрушечные поезда, пледы, подушки, фигурки животных.
Интересно, что у западных детей с огромным перевесом преобладает первый тип (полностью выдуманные, неосязаемые спутники). А вот у японских деток — второй (дружба с игрушками, ожившими в воображении ребёнка).
У моего сына воображаемые друзья первого типа. Не японцы мы.
Своим невсамделишным спутникам дети часто придумывают странные имена. На одном из сайтов мама-психолог поведала о девочке по имени Хая — так её дочь назвала свою вымышленную подружку. Другая мама сообщала о воображаемом мальчике Квайне, ставшем спутником её сына. Это не иностранцы, а наши соотечественники. Мой ребёнок пошел по тому же пути. Например, одного из его воображаемых приятелей зовут Бадик.
Кстати, первые исследования по этой теме проводились ещё в начале 20-ого столетия. Выходит, что век назад дети тоже придумывали себе компаньонов. Так что неправы те, кто во всём винит богомерзкие гаджеты.
Зачем дети их создают?
Практически все авторы, исследовавшие этот вопрос, во мнении единодушны: определённой причины, одинаковой для всех или для большинства детей, не существует. Объединяет этих детей одно — очень хорошее воображение.
Профессор психологии американского колледжа Трейси Глисон, изучающая детское воображение: «Я уверена, что сколько детей — столько же и причин появления у них воображаемых друзей». По её мнению, большинство детей создают невидимых спутников просто ради веселья. Это такое развлечение, игра.
Некоторые наши психологи старой школы склонны считать это явление маркером проблем. Дескать, ребёнок не придумывает компаньонов просто так, от нечего делать. У этого состояния есть веская причина: например, малышу болезненно не хватает внимания, общения, тепла. Однако это мнение совершенно ничем не подкрепляется. Результаты серьезных научных исследований говорят об ином: вымышленных спутников имеют совершенно разные дети — и те, кому не хватает общения, и те, у кого его в избытке.
По данным некоторых исследователей, воображаемых спутников в какой-то момент своей жизни создают до 65% детей. Чаще всего это происходит в возрасте от 3 до 7 лет.
Как дети их используют?
Прежде всего, для игры и создания повествования. Малыши фантазируют на ходу, рассказывая родителям или другим слушателям захватывающие истории с участием выдуманных приятелей.
Но этим полезный функционал воображаемых друзей не ограничивается. Дети задействуют их, чтобы:
- справляться со стрессами;
- мягко манипулировать («Купите мне такое же, ведь Луле родители уже купили»);
- снимать с себя вину («Это не я разбил лампу, это Бафа сделал»);
- учиться выстраивать отношения;
- познавать мир;
- избавляться от скуки, развлекать себя;
- находить верное решение (выдуманный собеседник выполняет функцию совести или играет роль морального наставника);
- находить утешение (воображаемые друзья поддерживают и повышают самооценку).
Один из авторов ещё в середине прошлого века описывал реальный случай. Маленькому мальчику пришлось пережить операцию и дальнейшее лечение. Чтобы легче было переносить боль и страдания, малыш придумал себе спутника — волшебного эльфа. Эльф даже пришёл к нему в операционную и заверил, что будет находиться рядом, пока не закончится операция. Впоследствии мальчик говорил, что эта выдумка очень помогала и поддерживала его.
Как родители узнают о существовании у ребёнка воображаемого спутника?
Как правило, дети сами рассказывают о нём. И рассказы эти бывают очень реалистичными. Если персонаж наделён обычным именем — взрослый даже может подумать, что ребёнок рассказывает о реальном человеке.
Однажды сын провёл день в лесном домике у реки. Вдвоём с папой. Приехав, стал рассказывать мне увлекательные истории о неком Бадике. Его дом, оказывается, находится по соседству с нашим. Я даже поинтересовалась у мужа, о ком он говорит и где расположен дом Бадика. Почему я его не видела? Муж сказал, что никаких Бадиков по соседству нет и что все описываемые ребёнком приключения являются выдумкой. Это было начало…
У нескольких психологов я прочитала о том, что дети могут ставить тарелку для воображаемого спутника. У нас это тоже практикуется. Пока я готовлю реальный обед, ребёнок стряпает для Зайки. Понарошку, но с настоящей посудой. Завершив готовку, сын ставит тарелки и чашки для Зайки и иногда придвигает стул.
Воображаемые друзья у ребёнка: когда это нормально, а когда — нет?
Я посмотрела материалы нескольких авторов, глубоко изучавших этот вопрос. Я покопалась в научных статьях на Пабмеде. Нигде и никто не сообщает о том, что это симптом. Наоборот: все исследователи утверждают, что это абсолютно нормально за редким исключением. Даже если такой друг появился у подростка.
Особенность в том, что практически все дети, имеющие воображаемых спутников, отдают себе отчёт в том, что эти персонажи — вымышленные. Они могут увлечённо и очень правдиво рассказывать истории о них, а потом вдруг заявить: «Ты понимаешь, да? Это ведь ненастоящий мальчик — я его сам придумал».
Мой сын, рассказывая очередную историю о воображаемом персонаже, часто уточняет, например: «Там был мой Зайка. Ну тот, который придуманный».
Беспокоиться стоит лишь тогда, когда ребёнок не понимает, что его выдуманный персонаж нереален. То есть не делает различий между реальностью и выдумкой. Однако в этом случае имеется, как правило, целый ряд признаков, указывающих на наличие проблем.
Существование воображаемого компаньона в крайне редких случаях говорит о психопатологии.
Что отличает детей, создающих воображаемых друзей?
Несколько исследований (есть ряд научных статей на Пабмеде) позволили выяснить, что дети, у которых когда-либо были вымышленные спутники, при описании своих реальных друзей намного чаще дают им психологические характеристики. В то время как дети, у которых не было воображаемых друзей, концентрируются на внешних чертах и поведении. Те, кто придумывал себе компаньонов, больше сосредоточены на внутреннем содержании людей.
На Пабмеде мне попались результаты исследования американских психологов из университета штата Массачусетс. Было выявлено, что дети с воображаемыми друзьями имеют более широкие повествовательные навыки. Причём словарный запас в двух группах детей (с придуманными спутниками и без них) был одинаковым, но первые рассказывали более длинные, содержательные и насыщенные рассказы. То есть можно говорить о том, что воображаемые друзья способствуют развитию речи. Или наоборот: у детей с хорошей речью выше вероятность придумать себе приятеля.
Очень большой вклад в изучение этой темы сделала Марджори Тейлор, доктор философии, профессор психологии Университета Орегона. Вместе с учениками-помощниками она длительное время исследовала детское воображение, ведя работу как с детьми, так и со взрослыми. Тейлор рассматривает придумывание воображаемых друзей как аналог создания персонажей писателями. Вместе с коллегами она опрашивала писателей и людей, не связанных с литературной деятельностью. Выяснилось, что писатели в детстве намного чаще имели вымышленных друзей. Таким образом, дети с придуманными спутниками — это маленькие сказочники и беллетристы.
Тейлор утверждает, что малыши, создающие воображаемых персонажей, обладают в среднем более высоким интеллектом. Но это не значит, что у каждого умного ребенка должен быть придуманный спутник.
Глубоко изучая тему, Тейлор сделала вывод:
- дети с выдуманными компаньонами менее застенчивы;
- у них лучше обстоит дело с концентрацией внимания;
- они умеют смотреть на вещи с точки зрения других людей (а не только со своей).
Чем это полезно для родителей и как реагировать? Рекомендации психологов, исследовавших вопрос
Во-первых, родители не должны использовать воображаемого персонажа для манипуляции детьми. Не стоит говорить, например: «А твой Кульбик хочет, чтобы ты непременно доел».
Во-вторых, не следует запрещать фантазировать. Вмешиваться в истории тоже не надо. Можно задавать уточняющие вопросы, комментировать, но не направлять вектор повествования.
В-третьих, родители должны сами определить границы присутствия вымышленного персонажа. Если вы не против, чтобы во время обеда на столе стояла тарелка для воображаемого спутника — пусть стоит. Если против — не позволяйте ставить. Но запреты должны быть мягкими и аргументированными. Например: «У невидимых героев и тарелки невидимые».
Можно запретить малышу перекладывать вину на выдуманного друга. А можно не запрещать, но дать понять, что ответственности это не снимает: «Хорошо, это Аяна с Мур-Мурычем всё разбросали. Но они воображаемые, а беспорядок реальный. Они не смогут его убрать, а ты сможешь. Ведь ты реальный. Приступай».
В-четвёртых, полезно прислушиваться к тому, о чём говорит ребенок, а не механически кивать.
Зачастую через своих персонажей дети рассказывают о себе: о своих переживаниях, страхах, сомнениях. Например, ребёнок может не сообщать родителям о том, что боится монстра под кроватью. Но он расскажет, что монстра под кроватью боится его вымышленный друг.
Если у невидимого друга появился питомец и ребёнок постоянно об этом твердит — может быть, малышу тоже необходимо домашнее животное.
Если ребёнок бывает чрезмерно строг с вымышленным компаньоном — родителям стоит задуматься о собственной жёсткости.
Детей надо слушать и слышать. Это не только полезно, но и очень интересно.