Сегодня я говорю именно об отечественной классике. Кто-то со юных лет невзлюбил авторов, которые поневоле попали в школьную программу. Многих спрашиваешь, читали ли они Достоевского, к примеру, они сразу говорят, что "плавали-знаем", им ещё в таком-то классе не понравилось.
Я же перечитываю многие книги. В том числе и из школьной программы. Но и тогда мне многие произведения были интересны.
Я прочла "Войну и мир" полностью в 4-й раз в жизни этой весной. И не считаю это странностью, а тем паче подвигом.
Каждое новое прочтение одной и той же книги открывает для меня что-то новое. Я выделила 2 причины, почему школа у многих отбила интерес к русской классической литературе.
Из-под палки
В мои школьные годы читать вообще было не модно. Нужно было интересоваться граффити, танцевать брейк-данс, смотреть фильмы про супер-героев и обсуждать сплетни за гаражами.
Очевидно, я не была крутой девочкой в классе.
И всё же сам факт того, что учитель принуждает тебя прочитать N-ное количество глав к определенному дню — не предполагает удовольствия от чтения. Я была прилежной.
Остальные в лучшем случае читали в кратком изложении. Мыслей автора, языка автора, его "голоса" и манеры общаться с читателем — там нет и в помине. Лишь упрощенное перечисление событий.
Единственная книга, которую прочли от корки до корки мои одноклассники, — "Мастер и Маргарита" Булгакова. Всё же правда, что-то мистическое есть в этом романе. Ведь даже последний лоботряс и то доволен остался.
Годы идут
Со временем я поняла, что книга должна откликаться читателю. А произойти это может не в 16, а в 36 лет.
Так, по окончании ВУЗа я перечитала весь список школьных произведений. И поняла, что читаю их впервые. Впечатление, будто смотришь то же кино, но снятое другим режиссёром.
Книга написана. Она, казалось бы, уже не меняется. Но меняюсь я. И уже в другой период моей жизни эта книга мне кажется немного другой. Я понимаю совершенно другие идеи автора.
Особенно сильно я замечаю это с произведениями Достоевского. Где-то раз в 3 года я перечитываю его романы. Этой осенью меня как громом поразила мысль в описании одного из героев.
О том, что есть такие люди, у которых нет ни гроша. Но у них есть идеи. Как они думают — гениальные. Они уверенны, что смогут продать эти задумки.
Они не думают о том, чтобы пойти на службу. Они уверенны, что деньги возьмутся у них как-то сами собой.
Этой осенью я была окружена такими людьми. Я удивилась, что во все времена такие персонажи были. А ещё больше — что я ни разу до того, не обращала внимания на этот абзац.
Наверное, в этом и есть признак истинности литературного произведения, истинности искусства: оно несёт нам что-то новое каждый раз. Мы открываем новую грань персонажа, конфликта и самого автора.
Ответ: "Я это уже читал" — вовсе не значит, что ты понял эту книгу во всей её полноте, увидел все её грани.