Найти тему

«Особенные» Оливье Накаша и Эрика Толедано

Одни из главных гуманистов в современном европейском кинематографе – работающие в паре режиссёры Оливье Накаш и Эрик Толедано (известные у нас в основном по трагикомедии «1+1») представили свой новый фильм – социальную драму «Hors normes» («Особенные»), которая рассказывает о роли в общественном устройстве Франции неофициальных организаций по уходу за аутистами.

Такие организации (ассоциации) многие годы не имели соответствующих лицензий, были не подконтрольны и не подотчётны государству, однако закрывали огромные бреши в социальной политике, беря на себя заботу о тех «особенных», от кого отказались все остальные. Теперь, когда регулярно возникают вопросы о судьбе этих нелегалов с последующим гамлетовским: «быть или не быть?», Накаш и Толедано совершенно чётко выражают свою гражданскую позицию: быть!

Кадр из фильма "Особенные" (2019)
Кадр из фильма "Особенные" (2019)

В «Hors normes» очень обыденно, как само собой разумеющееся, показано разночинное и многонациональное лицо современной Франции. С одной стороны – хрупкие люди (не называем их больными), которым требуется помощь, забота и внимание; с другой стороны – проблемные эмигранты, чёрные, арабы, евреи …, которые необходимые услуги готовы оказать, но для начала их самих нужно где-то найти, обучить, подготовить. Ситуация в обществе вырисовывается настораживающая, непростая, будущее Европы с такими нездоровыми внешними признаками туманно, но для парочки постановщиков, которые, к слову, сами не могут похвастаться истинно французскими корнями, стакан по обыкновению наполовину полон.

На съёмках фильма.
На съёмках фильма.

Оптимизм, человеколюбие, тёплое отношение ко всем героям – характерные черты, присущие предыдущим лентам Толедано и Накаша («1+1», «Самба»), чувствуются и здесь, почти в каждом кадре их нового фильма. В свою очередь из «Праздничного переполоха» (2017) была позаимствована командная работа, отношение молодежи с наставниками и межличностное взаимодействие при выполнении поставленных перед коллективом задач. Воистину восхищает и вызывает уважение общественная деятельность, на которую не многие из нас способны в силу разных причин. Сотрудники специальных и медицинских учреждений, няни и воспитатели, работающие на протяжении длительного времени с людьми с ограниченными возможностями, временами кажутся просто святыми. Вот и на примере главных героев Бруно и Малика в образцово правдоподобном исполнении Венсана Касселя и Реда Катеба, невольно осознаёшь, насколько это сложно! Какое терпение надо иметь, каким большим сердцем нужно обладать! И чем приходится порой жертвовать (никакой личной жизни!) ради полезного дела.

Конечно, по итогу можно констатировать, что «Hors normes» – типичный пример псевдореалистичной европейской социальной драмы, где режиссура, операторская работа, монтаж, актёрская игра упираются в некую давно заданную планку и не способны отступить от конкретных установок (возьмём для сравнения фильмы братьев Дарденн). Однако у Толедано и Накаша есть какой-то свой стиль, своя изюминка, которая выделяет их среди остальных постановщиков: их картины настолько одновременно добрые и мотивирующие, что после просмотра на душе у зрителя становится легко и хорошо, и совершенно не хочется искать какие-то минусы и закапываться в сущность проблемы, хотя и есть понимание того, что действительность гораздо сложнее и выходит за рамки сценария художественного кино. Вслед за этими двумя парнями просто хочется верить, что лучик света в тёмном циничном мире не погас, и что сам мир когда-нибудь изменится к лучшему.

-4