Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Ридли и Тони Скотт: не только "Чужой", "Бегущий по лезвию" и "Месть"

Ридли Скотт (родился 30.11.1937)

-2

Тони Скотт (21.07.1944 – 19.08.2012)

Братья Скотт пришли в кино из рекламы. В 1970-х годах поставили первые короткометражные фильмы.

Как и полагается старшему брату, Ридли первым вышел на большой экран. Его полнометражный дебют «Дуэлянты» получил приз в Канне, что позволило осуществить дорогостоящую постановку фантастического триллера «Чужой».

-3

Продюсеры не просчитались: фильм принес доход в 45 миллионов долларов. Вполне традиционный фантастический сюжет о путешествии астронавтов на далекую планету Ридли Скотт оснастил элементами фильма ужасов, погрузил в напряженную атмосферу саспенса, усиленного безукоризненно выполненными комбинированными съемками. Жуткий монстр, одного за другим пожирающий членов экипажа космического корабля «Ностромо», как бы символизировал непознаваемость и опасность иных миров.

-4

Зрительский успех этого динамичного фильма - явная заслуга режиссера и технического персонала. Актерам, в том числе и обаятельной Сигурни Уивер, отводилась здесь третьестепенная роль натурщиков в царстве спецэффектов. Ту же линию, к слову, неплохо продолжил Джеймс Кэмерон в «Чужих» (1986), где героиня С.Уивер сражалась уже не с одним-единственным монстром, а с целым полчищем слизкой и клыкастой мерзости...

-5

Почувствовав себя в стихии фантастического триллера весьма уверенно, Ридли Скотт 3 года спустя снял, пожалуй, самый знаменитый свой фильм – «Бегущий по лезвию», где Харрисон Форд в роли «спецназовца» из будущего истреблял «репликаторов» - вышедших из-под контроля человекообразных роботов.

-6

Финальный поединок полицейского и робота в исполнении «лукасо-спилберговского» (Х.Форд) и «пауль-верховенского» (Р. Хауэр) героев стал в фильме Р.Скотта еще одним гимном техническим возможностям кинематографа.

-7

Однако в отличие от «Чужого» в «Бегущем...» можно заметить и определенный психологизм в обрисовке героев, дающий повод поразмышлять о природе насилия, о преступности убийства, даже если убит «всего лишь» человекоподобный разум...

-8

Наблюдая за успехами старшего брата, Тони Скотт, вероятно, не мог остаться равнодушным. После короткометражных фильмов он рвался в большое кино.

-9

Ему хотелось дебютировать внушительно, сенсационно. Какова же была радость Т.Скотта, когда в его фильме ужасов «Голод» согласилась сыграть главную роль сама Катрин Денёв! Говорят, потом она пожалела об этом. Но соблазн был немалый - испытать себя в новом жанре и в новом качестве: роль демонической красавицы-вампирши притягивала возможностью нешаблонной трактовки старой, как мир, истории о вечной молодости, полученной путем сделки с дьявольскими силами.

-10

Тони Скотт подобрал для Катрин Денёв достойных партнеров - рок-звезду Дэвида Боуи и Сьюзен Сэрэндон. Результат, на мой взгляд, получился противоречивым. Тони Скотт блестяще применил свою рекламно-зрелищную эстетику. Как и Ридли, он обнаружил хорошее чувство фактуры, светоцветовых и монтажных эффектов. Однако для философской притчи фильм явно недобирал баллов, оставаясь по сути полнометражным клипом - ярким, броским, эпатажным, но не слишком глубоким по мысли и психологизму.

-11

С другой стороны, «Голод» не стал и чемпионом проката - для семейных просмотров он изначально не подходил, к тому же претензии на философичность и интеллектуальность отпугнули от него многочисленных поклонников традиционных киноужасов.

-12

Забегая вперед, отмечу, что в дальнейшем Тони Скотт предпочел снимать фильмы попроще. Не претендуя на лавры «авторского кино», он поставил успешный в коммерческом отношении боевик «Топ ган» («Сверхоружие»), не посчитал зазорным принять эстафету у Мартина Бреста в «Полицейском из Беверли-Хиллз-2». Эта лента собрала 160 миллионов долларов и вышла по тем временам на 4-е место по кассовым сборам, уступив лишь «Инопланетянину» (1982) С.Спилберга, «Звездным войнам» (1977) Дж.Лукаса и «Возвращению Джидая» (1983) Р.Маркана.

-13

Тем временем Ридли Скотт после доброй волшебной сказки для подростков «Легенда» с Томом Крузом в главной роли решил на время отойти от фантастики. Полицейский триллер «Тот, кто меня бережет» был сделан в лучших традициях жанра.

-14

...Обаятельная блондинка из «высшего света» (Мими Роджерс) оказывается случайной свидетельницей убийства. Чтобы защитить ее от мафии, с ней круглые сутки находится дежурный полицейский (Том Беренджер)...

-15

Ридли Скотт дал своим актерам выигрышные роли, где нашлось и психологическим нюансам драматических переживаний, юмору, иронии, проникновенному лиризму.

-16

По такому же принципу был построен и «Черный дождь» с Майклом Дугласом в роли полицейского, разыскивающего в Японии опасного гангстера. Ридли Скотт остался верен заветам Хичкока, любившего, как известно, напряженные ситуации своих триллеров неожиданно переводить, в комедийное русло. На сей раз режиссер, по-моему, не совсем точно рассчитал метраж картины - сюжетной интриги, несмотря на ряд великолепных ударных сцен, не хватило на два с лишним часа экранного времени. Впрочем, популярность Майкла Дугласа после «Романа с камнем» (1984) Р.Земекиса и «Рокового влечения» (1987) Э.Лайна обеспечила «Черному дождю» успешный прокат...

-17

Снятый в том же году Тони Скоттом психологический триллер «Месть» по режиссерской манере очень похож на последние две работы Ридли. Бывший военный летчик (Кевин Костнер), приехав на ранчо к своему старому другу (Энтони Куин), влюбляется в его молодую жену (Мэдлен Стоу). Обманутый муж, оказавшийся крупным мафиози, жестоко мстит влюбленным...

-18

Фабула картины, как видите, не отличается особой сложностью. Но Тони Скотт недаром пригласил на главные роли хороших актеров, их профессионализм, эмоциональность, подкрепленная необходимым темпо-ритмом, принесли свои плоды: фильм смотрится с интересом от начала и до конца.

Итак, братья Скотт один за другим стали фаворитами зрелищного кинематографа. У Спилберга и Лукаса появились серьезные конкуренты...

-19

В дальнейшем Тони продолжал работать в развлекательном голливудском потоке, поставив, на мой взгляд, не слишком удачный боевик с Брюсом Уиллисом «Последний бойскаут», а затем эпатажную, на грани китча кровавую историю аутсайдеров, связанных с преступным миром под названием «Настоящая кровь» (по сценарию Квентина Тарантино).

-20

Более амбициозным получился у Тони Скотта фильм «Багровый прилив», действие которого разворачивается на американской атомной подлодке, готовой нанести удар по России, благодаря мастерству Джина Хэкмэна в роли командира лодки и Дэнзэла Вашингтона в роли его помощника и уверенной режиссуре Скотта зрелище получилось не только напряженное, но и психологически весьма убедительное.

-21

Что касается Ридли Скотта, то он после замечательной «Тельмы и Луизы», где Джина Дэвис и Сьюзен Сэрэндон сыграли двух подруг, ощутивших свободу, лишь оказавшись вне закона, обратился к историческому материалу в дорогостоящей постановке «1492: Покорение рая», где неувядающий Депардье сыграл Христофора Колумба...

-22

Фильм Ридли Скотта «Белый шквал» рассказывает о драматическом случае: несколько американских мальчишек оказались во время шторма в открытом море...

-23

До своей кончины в 2012 году Тони Скотт успел снять еще несколько крепких жанровых фильмов и в XXI веке: "Шпионские игры", "Домино", "Неуправляемый" и др.

-24

Что касается Ридли Скотта, то встретил XXI век на волне шумного успеха "Гладиатора". После чего последовала череда коммерчески успешных фильмов разных жанров ("Ганнибал", "Черный ястреб", "Прометей", "Марсианин" и др.).

-25

В 2017 году Ридли Скотт снял долгожданный сиквел своего легендарного фантастического фильма: "Чужой: завет"...

© Александр Федоров, 1997, 2021