Найти в Дзене
Primavera

Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль

Павел Акимович Овчинников (1830 - 1888) — русский фабрикант и один из основателей русской национальной ювелирной школы, родился в селе Отрадном Московской губернии, в семье крепостных крестьян. В 1842 году двенадцатилетнего подростка хозяин, князь Волконский, отправил в Москву в целях развития художественных способностей в мастерскую, где производили золотые и серебряные изделия. В мастерской

Павел Акимович Овчинников (1830 - 1888) — русский фабрикант и один из основателей русской национальной ювелирной школы, родился в селе Отрадном Московской губернии, в семье крепостных крестьян. В 1842 году двенадцатилетнего подростка хозяин, князь Волконский, отправил в Москву в целях развития художественных способностей в мастерскую, где производили золотые и серебряные изделия. В мастерской Павел вырос от ученика до мастера-ювелира. Благодаря приобретённым умениям освободился из крепостных, в 1850 году стал вольным, женился и организовал своё дело.

Для продукции фабрики Овчинникова характерно использование декора из разноцветных эмалей. Мастера фабрики всовершенстве владели различными техниками эмалирования — перегородчатой, выемчатой, витражной эмалью.

Витражная техника — самая сложная и редко применяемая техника эмалирования. Французы называют ее L’émail Plique à jour,  и это название чаще всего  используется в зарубежной литературе. Но придумали ее не французы. Методика была разработана в Византийской империи в VI столетии нашей эры. В Европе техника была освоена в XIII веке.

При создании изделия в технике витражной эмали рисунок формируется за счет металлической проволоки. Пространство в ячейках заполняется специальным составом, который при обжиге спекается в разноцветную эмаль. В итоге получается достаточно  хрупкая  вещь, напоминающая витражное стекло.

Ковш, серебро, позолота, витражная эмаль. Овчинников, Москва, около 1890 г.
Ковш, серебро, позолота, витражная эмаль. Овчинников, Москва, около 1890 г.
Серебряная чашка для щербета из витражной и перегородчатой эмали. П. Овчинников, Москва, 1896-1908 гг.
Серебряная чашка для щербета из витражной и перегородчатой эмали. П. Овчинников, Москва, 1896-1908 гг.
Позолоченный серебряный портсигар с эмалью plique-à-jour, приписывается Овчинникову, Москва, около 1890 г.
Позолоченный серебряный портсигар с эмалью plique-à-jour, приписывается Овчинникову, Москва, около 1890 г.
Ковш из серебра с витражной эмалью, Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Ковш из серебра с витражной эмалью, Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Позолоченный серебряный ковш с и эмалью plique-à-jour, Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Позолоченный серебряный ковш с и эмалью plique-à-jour, Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Набор из четырех позолоченных серебряных и эмалевых рюмок Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1900 г.
Набор из четырех позолоченных серебряных и эмалевых рюмок Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1900 г.
Ковш, позолоченное серебро и эмаль Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1910 г.
Ковш, позолоченное серебро и эмаль Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1910 г.
Ковш, позолоченное серебро и эмаль Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1890 г.
Ковш, позолоченное серебро и эмаль Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1890 г.
Два серебряных позолоченных стакана с изображением плавающих лебедей в окружении цветущих растений и тростника, Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1900 г.
Два серебряных позолоченных стакана с изображением плавающих лебедей в окружении цветущих растений и тростника, Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1900 г.
Стакан, позолоченное серебро с эмалью Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1900 г.
Стакан, позолоченное серебро с эмалью Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1900 г.
Ковш из позолоченного серебра и витражной эмали, Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Ковш из позолоченного серебра и витражной эмали, Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Лампада из позолоченного серебра и витражной эмали, Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Лампада из позолоченного серебра и витражной эмали, Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Позолоченный серебряный стакан с эмалью Plique-À-Jour с цветочным узором, Овчинников, Москва, около 1895 г.
Позолоченный серебряный стакан с эмалью Plique-À-Jour с цветочным узором, Овчинников, Москва, около 1895 г.
Серебряная чашка для щербета в технике витражной эмали с витым ободком и бисерно каймой. П. Овчинников, Москва, 1896-1908 гг.
Серебряная чашка для щербета в технике витражной эмали с витым ободком и бисерно каймой. П. Овчинников, Москва, 1896-1908 гг.
Большой кубок, выполненный в технике витражной эмали, с изображением русалки на морском чудище и орнаментом в виде чешуи. П. Овчинников, МОСКВА, 1908-1917 гг.
Большой кубок, выполненный в технике витражной эмали, с изображением русалки на морском чудище и орнаментом в виде чешуи. П. Овчинников, МОСКВА, 1908-1917 гг.
Большой  позолоченный серебряный портсигар закругленной прямоугольной формы, на одной стороне изображен павлин на ветке среди множества  цветов, на другой стороне - боярин с мечом и щитом на берегу озера с совой, сидящей на ветке. Витражная эмаль, Овчинников, Москва, около 1895 г.
Большой позолоченный серебряный портсигар закругленной прямоугольной формы, на одной стороне изображен павлин на ветке среди множества цветов, на другой стороне - боярин с мечом и щитом на берегу озера с совой, сидящей на ветке. Витражная эмаль, Овчинников, Москва, около 1895 г.

Друзья, если вам интересно, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ

Больше информации о русских серебряных дел мастерах вы можете найти в статьях:

Приятного просмотра!

Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!