Найти в Дзене

Калининградское ВАТУ. Папа Коша и взлётка.

Оглавление

Николай Валентинов

Коридор в казарме называется "Взлетка". Специфика авиационная. Будь училище военно-морское, то назывался бы "Палуба". Узкий и длинный – действительно похож на взлетно-посадочную полосу аэродрома. Из конца в конец покрыт керамической плиткой яично-желтого цвета. Особенности плитки, что она рифлёная. По диагонали узкие гребни и глубокие промежутки между ними. Миллиметров 5-7 шириной. Нигде более такой рифленой кафельной плитки я не видел. Ни до, ни после того. Наверное досталась в качестве трофея, как и наши казармы, да и вообще весь город Кёнигсберг вместо с Восточной Пруссией. Наследство кайзеровской Германии…

Взлетка – гордость комбата и наказание всей роты. До третьего курса, до самого выпуска, в наряд по роте ходили только "вне очереди". Более страшного наказания, чем наряд вне очереди, не было. В порядке очереди ходили только сержанты, дежурными по роте.

К вечеру пол коридора становился почти черным. Каблуками и подошвами армейских сапог закрашивался не хуже гудрона.  К подъему взлетка должна приобрести свой природный, коричневато-желтый цвет.

В начале трудного курсантского пути, как только вселились в казарму, взлетка практически цвет не меняла. Была черно-коричневой как вечером, так и утром. Все усилия наряда по роте ни к чему не приводили. Как не возюкай мокрой тряпкой по кафелю, сколько мыла не кроши в тазик с водой, положительного результата не было. Комбата цвет взлетки бесил необычайно:
- Как это, невозможно отмыть? До вас же отмывали. Предыдущий выпуск. Утром я заходил в подразделение и меня встречал желтенький цвет коридора! ОТМЫТЬ!!!

В конце концов комбат Кофман  (за глаза в курсантской среде имел кличку Папа Коша) решил вопрос по военному просто, без лишних сантиментов, но с тонким психологическим расчетом: в наряд по роте дневальными поставил зам.ком.взводов и командиров отделений из числа служивших, а дежурным по роте – старшину. И наказ дал:
- Завтра утром цвет коридора меня приято удивит! Если нет, то наряд заступит тем же составом на вторые сутки. Не справитесь на вторые  – пойдете на третьи! Если к отмыванию коридора привлечете подчиненных – накажу вплоть до увольнения из училища!

Младшие командиры во главе со старшиной вспомнили свои армейские навыки и умения. Достали жесткие сапожные щетки (предварительно отмыв их от ваксы и гуталина) и этими щетками, с мылом и потом, отмыли каждую плиточку, каждый гребень, каждое углубление на ней, до желтенького блеска. Труд был проделан титанический. Работа от отбоя и до подъема. Каждую плиточку…

Кто то из грамотных курсантов роты подсчитал, что на нашей взлетке всего 15 000 (пятнадцать тысяч) таких вот кафельных плиточек, размером примерно 15х15 см. Сколько на ней гребней? Десять? Двадцать?

Утром комбата встретил прямо таки ослепительный ярко-желтый коридор… Да и вся рота смотрела обалдевше: вот, оказывается, какой он, природный цвет нашей взлетки! Ходить по нему нужно в мягких тапочках, как по паркету в Эрмитаже.

На фото коридор немецкой казармы. Не нашей роты, но очень похоже. В стенах ниши для карабинов...

ч. 2

-2

Весь день полковник Кофман был в хорошем настроении. Наконец то коридор в казарме сияет чистотой. Сержантов, во главе со старшиной, предупредил:
- Если в последующие дни коридор не будет иметь по утрам такой же прекрасный цвет, то наряд по роте снова будет назначен из младших командиров. И дежурным по роте опять пойдет старшина. Если не можете организовать подчиненных, то будете работать сами.

Старшина смог организовать и вдохновить роту. В основном наставления, высказанные им командирам отделений и замкам, а заодно и всей роте носили характер доходчивый и непечатный:
- Если …… еще раз ………… взлетка …….. цвет ………… комбат ………всех …….. Всё понятно? У кого есть вопросы? Вольно! Разойдись!
Лексикон замкомвзводов характер имеет еще более непечатный, но более доходчивый:
- В общем так: ……………………………………… Разойдись!

Все последующие дни, месяцы и годы  взлетка сияла чистотой. По крайней мере по утрам. Какими усилиями достигалась эта чистота… После отбоя весь наряд, во главе с дежурным по роте, сняв даже дневального с тумбочки, вооружался сапожными щетками. Сидя на корточках драили проклятую рифленую взлетку. Время от времени щетку погружали в тазик с мыльным раствором. Каждую плиточку, каждый гребень и каждый промежуток между ними. К подъему успевали закончить. Естественно, что поспать, несколько положенных по Уставу часов, не удавалось.

Наряд по роте – страшное наказание…

Со временем приходил опыт. Отрабатывались перспективные методики и технологии. Разделение труда ускоряло процесс (Маркс был прав!): один разбрызгивает мыльный раствор по взлетке, двое щетками отмывают ее, четвертый собирает грязь куском паролона и промывает плиточки чистой водой. Такой импровизированный конвейер двигается от спортзала к бытовке, оставляя за собой чистенький и блестящий, сияющий под лампами дневного света, коридор. Процесс шел быстрее, даже немного поспать успевали по очереди.

Кроме взлетки, у наряда еще много других обязанностей. По крайней мере трижды за сутки нужно вымыть умывальник и туалет. Завтрак, обед, ужин – накрыть столы на всю роту и затем убрать. Да и на тумбочке постоянно должно находится тело со штык-ножем на поясе.

На фото: немецкая открытка 1935 г. Уборка в казарме вермахта. За 50 лет почти ничего не изменилось.

ч. 3

-3

Наряд на завтрашний день старшина зачитывает на вечерней поверке. После слов:
- В наряд по роте заступают…
Замирает вся рота. Чьи фамилии прозвучат. У меня вроде "залётов" и неотбытых нарядов нет. Но что там в голове у Старшина крутится, какие шарики, ролики и фамилии.
Нет… Моей фамилии не прозвучало. В числе невезучих другие.
- Рота, отбой!
Можно вздохнуть свободно. Еще один день прожит и худого не прредвидится.

Кардинально положение изменилось после того, как в роте появилась широкая и тяжелая щетка с жестким ворсом на длинной ручке. Откуда она появилась – командование не интересовалось. Если верить туманным слухам, то сей крайне необходимый и жизненно важный предмет позаимствован  в одном из гастрономов города. Какой то из взводов отправляли туда на работы. Курсантов часто используют на тяжелых и трудоемких работах на благо города. То канавы копать, то тяжести перетаскивать, то картошку в совхозе убирать. Зачастую возвращаемся с таких работ с трофеями.

В армии нет такого слова и понятия – "украли". Есть понятие "про*бал". Ну а если в твою пользу расклад, то "достал". Бывает, что одна рота снегоуборочный инструмент на территории оставила надолго без присмотра и "про*бала". А другая рота точно такой же инструмент "достала".

Так вот, такую нужную нам щетку работники магазина-гастронома оставили без присмотра и "про*бали". А наши ребята почти в тоже время, точно такую же щетку "достали". Ничего личного: не для себя, для роты!

К третьему курсу натренировались мыть взлетку за 3-4 часа. Рекорд –  два с половиной часа. Оптимизация процесса. Уже можно работать вдвоем. Один поливает и отмывает удобной и эффективной щеткой взлетку. Второй собирает грязную воду и промывает чистой. Если втроем, то и вовсе в легкую. С ужасом и содроганием вспоминали работу сапожными щетками…

Подобный рифленый кафель приходилось видеть еще в одном месте: в комендатуре гарнизона. Там она была и вовсе белоснежная. Но по площади значительно меньше нашей взлетки. Не устрашила. В одной из камер гарнизонной гауптвахты сидела пламенная революционерка Клара Цеткин. Не в наше время, а при немцах. Тюрьма была. Утверждали, что сидела она в камере № 14, на втором этаже. Интересно, а ее  заставляли отмывать эти коридоры, покрытые рифленой плиткой?

А как же были дела в других ротах? Там красота. В братской 9-й роте коридор тоже застелен кафельной плиткой. В отличии от нашего -  плитка гладкая, темно-коричневого, почти черного, цвета. Протер ее влажной тряпкой – блестит.

© Copyright: Николай Валентинов , 2018 https://proza.ru/2018/08/16/1580

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Николай Валентинов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен